Главная Общество Дружественный визит делегации из Калмыкии
05.11.2023
Просмотров: 752, комментариев: 0

Дружественный визит делегации из Калмыкии

Многие роды из Республики Калмыкия сохраняют тёплые и доброжелательные отношения с населением восточных районов Ростовской области: Дубовским, Заветинским, Зимовниковским, Ремонтненским и др. Дело в том, что эта территория Сальских степей исторически была их малой родиной.

Появились калмыки (ойраты) на Дону в XVII веке из Джунгарии – географического субрегиона на северо-западе Китая. В Задонье ойраты создали Калмыцкое кочевье, границы которого определило Войсковое правительство. Потом территория стала именоваться Земля донских калмыков, затем – Калмыцкий и Сальский округа. Калмыцкое правление находилось в сл. Ильинка Второго Донского округа. Часть калмыков, кочевавших вблизи рек Дон, Сал и Маныч, после принятия клятвы на верность Войску Донскому, именовалась бузавы – т. е. юртовые или базовые калмыки-казаки.

Они образовали казачьи станицы в Сальских степях, на территории современной Ростовской области: Батлаевская, Беляевская, Бурульская, Власовская, Граббевская, Денисовская, Иловайская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Платовская, Потаповская, Чунусовская и Эркетинская.

Станица Кутейниковская была создана на базе 4-ой сотни Среднего улуса (Кевюда аймак), кочевавшей по правой стороне р. Большая Куберле. На противоположном берегу разместилась Зюнгарская (Рынцевкая) сотня, основавшая станицу Иловайскую (Зюнгара аймак). Кроме этих двух станиц на территории современного Зимовниковского района размещались и такие калмыцкие станицы, как Бурульская, Власовская, Граббевская, Ново-Алексеевская.

Жили калмыки и в хуторах Гашунский, Граббевский, Зундов, Зюнгар, Калмыцкий, Ковалёвский, Николаевский, Садовский, Сухой Савдинский, Терновый и др. Неспешный, размеренный быт степных кочевников нарушило весной 1895 г. строительство железнодорожной ветки Тихорецкая – Царицын (наст. вр. г. Волгоград) Владикавказской железной дороги.

Сейчас магистраль называется Северо-Кавказская железная дорога. Поскольку земли Сальского округа принадлежали калмыцким улусам, то проектировщики и топографы учли эту местную особенность. Поэтому в названиях станций и разъездов много калмыцких наименований: Амта, Ельмут, Калмыцкая, Гашун, Сальская, Сарепта, Тингута, Хутуны и др. Также на территории бывшего Сальского округа закрепились калмыцкие и тюркские гидронимы (названия балок и рек): Алчата, Аюта, Башанта, Булукта (с калм. — родниковое), Бургуста, Гашун-Давста, Гюльсра, Далсун, Куберле, Кугульта (с калм. «кугуль» — терновник), Кугурда, Махта, Савдя, Сахарта, Улан (с калм. — красный), Уртугул (с тюркского — «пересыхающий ручей»), Худжурта (с калм. — «солончак», «солонцы»), Цаган, Цымла и многие другие.

Череда русских революций, а затем жестокая и разрушительная Гражданская война разделила калмыцкий народ на «красных» и «белых». В ходе ожесточённых боёв были сильно разрушены Власовская, Кутейниковская и Ново-Алексеевская станицы. В целом, на сокращение численности донских калмыков повлияло участие в Первой мировой и Гражданской войнах, эмиграция в составе Белой гвардии, голод.

Когда в январе 1918 г. в Астраханской губернии установилась советская власть, она признала Калмыцкие степи особой административно-территориальной единицей. Так была создана законодательная основа для образования в 1920 г. Калмыцкой автономной области (КАО), впоследствии республики. Донские калмыки стали массово переселяться на территорию нового национального образования. Поэтому некоторые калмыцкие станицы и хутора навсегда исчезли с карты Донского края. По переписи 1920 г. донских калмыков оказалось всего 10 700 человек против 32 283 человек по переписи 1897 г. С образованием автономии территория и её границы были определены в соответствии с государственной политикой и без принципиальных разногласий с соседними губерниями.

В целом, миграция калмыцкого населения в КАО осуществлялась при поддержке государства и беспрепятственно. Исключением стали трения между Сальским окружным исполкомом и Калмыцким облисполкомом по территориальному вопросу при рассмотрении переселения сальских казаков-калмыков. Решило затянувшееся противоречие образование Калмыцкого национального района в Сальском округе Северо-Кавказского края.

В 1930 г. в с. Зимовники располагался центр нового Калмыцкого района. Его в составе Сальского округа основали земли и населённые пункты, изъятые из Дубовского, Зимовниковского и Ремонтненского районов. Образованный таким образом новый Калмыцкий район на 10 августа 1930 г. включал в себя следующие сельсоветы: Батлаевский, Власовский, Граббевский, Старо-Белявский, Стояновский, Эркетинский. Жителей отдалённых калмыцких станиц краевыми властями решено было переселить ближе к районному центру. Поэтому калмыки ст-цы Граббевской в 1931 г. переехали в Калмыцкий район, обосновавшись рядом со ст-цей Иловайской.

В 1932 г. центр Калмыцкого района перенесли в ст-цу Кутейниковскую, численность калмыков составляла более 5 000 человек. Новая ст-ца Граббевская располагалась на берегу р. Большая Куберле, между ст-цей Иловайской и х. Зюнгар, в 4-х–5-ти км от районного центра ст-цы Кутейниковской. В отличие от старой ст-цы Граббевской она стала называться ст-ца Ново-Граббевская. В соответствии с постановлением Президиума ВЦИК СССР от 20 февраля 1932 г. в Зимовниковский район передавался х. Мамон Калмыцкого национального района. А в ноябре 1932 г. из Зимовниковского района в Калмыцкий район отошли Иловайский и Московский сельские советы. В 1932 г. в результате переселения численность калмыцкого населения выросла. Возникла необходимость в создании новых сельских советов. Таким образом, в Калмыцком районе Северо-Кавказского края стало 11 сельсоветов: Батлаевский, Граббевский, Денисовский, Иловайский, Ковалёвский, Кутейниковский, Московский, Немецко-Потаповский, Ново-Николаевский, Стояновский, Трудовой Крестьянин.

В 1940 г. в Калмыцком национальном районе Ростовской области учтено 11 сельских советов, 36 станиц и хуторов, по три совхоза и промышленных предприятия, 28 колхозов. Успешно функционировали колхозы им. Кирсанова, им. 17 лет Октября, «Путь к социализму», им. Фрунзе и др. С началом Великой Отечественной войны на её фронты были мобилизованы все военнообязанные мужчины-калмыки. Они отважно и храбро сражались, защищая рубежи нашей общей Родины — Советского Союза. Старики, женщины и дети крепили военную мощь Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) на трудовом фронте в тылу. Но, к сожалению, как это часто бывает у всех народов, нашлись отдельные представители калмыцкого этноса, перешедшие на сторону немецко-фашистских захватчиков. За помощь оккупантам и саботаж весь калмыцкий народ несправедливо подлежал депортации, а Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая Республика (КАССР) была ликвидирована. Для обоснования этих решений Правительством страны приняты два основополагающих документа: Указ Президиума Верховного Совета Советского Союза «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» от 27 декабря 1943 г. и Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 1432/425/СС «О выселении всех калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР» от 28 декабря 1943 г.

Операция по принудительному выселению калмыков получила кодовое название «Улусы» и состояла из нескольких этапов. Выселению были подвергнуты в первую очередь калмыки, проживавшие на территориях Калмыцкой АССР, Калмыцкого района Ростовской области, а также военнослужащие. Затем настал черёд калмыков из Дубовского, Орловского, Пролетарского и Сальского районов Ростовской области. В дальнейшем сотрудники НКВД озаботились выявлением и высылкой калмыков из Сталинградской (наст. вр. Волгоградской) области.

Послабления от властей калмыцкий народ стал получать лишь после смерти И.В. Сталина на основе Указа Президиума ВС СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» от 17 сентября 1955 г., решений XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, состоявшегося в Москве 14–25 февраля 1956 г. А собственно реабилитация калмыцкого населения началась лишь 17 марта 1956 г.

В феврале 1957 г. была восстановлена Калмыцкая АССР и калмыки официально могли вернуться домой. Русское население их встречало тепло, местные органы власти старались сразу же создать необходимые условия для жизни и трудоустроить прибывших. Советское правительство оказало возвращающимся калмыкам финансовую и материальную помощь в строительстве жилья, приобретении скота, благоустройстве населённых пунктов. Для этого в республике срочно развивались строительная отрасль, транспорт, дорожная отрасль, средства связи. Для КАССР централизованно выделялись строительные материалы, автомашины, сельскохозяйственная техника. Республика нуждалась в рабочих кадрах и высококвалифицированных специалистах многих отраслей народного хозяйства. Благодаря «сарафанному радио», большинство семей донских казаков-калмыков, не дожидаясь планового государственного переселения, стало массово покидать восточные районы Ростовской области.

Согласно данным Росстата, численность калмыков на Дону по итогам переписи населения 2021 г. составила всего лишь 504 человека. После краха перестройки и распада Советского Союза наступил период осмысления прошлого. Стали открываться секретные архивы, в прессе освещались темы, ранее бывшие под негласным запретом. В российском обществе начал возрастать интерес к своим истокам, родовым корням. Потомки донских казаков-калмыков решили создавать свои землячества. Их организаторы устанавливают контакты с администрациями восточных районов Ростовской области, органами местного самоуправления. Калмыки получают разрешения на установку Памятных знаков, проведение буддийских обрядов поминания убитых, умерших и расстрелянных предков во время Гражданской и Великой Отечественной войн, раскулачивания, политических репрессий в местах их бывшего компактного проживания на Дону. Так, Памятный знак в Дубовском районе был установлен на месте бывшего калмыцкого хурула (храма) вблизи ст-цы Эркетинской (2013), в Зимовниковском районе – на местах бывших калмыцких станиц Бурульской (так называемый «Бурульский камень», 2014), Граббевской (2014), Стояновской (2018), в х. Погорелов (2017).

В ст-це Кутейниковской имеется два памятника. Один установлен на территории бывшей больницы Калмыцкого района, когда там 28 декабря 1943 г. были собраны калмыцкие семьи для депортации в Сибирь (1995), другой – в центре поселения в честь калмыков-бойцов РККА (2000), Часто в составе калмыцких делегаций прибывают и буддийские ламы, которые проводят поминальные молебны. Иногда эти службы проходят на берегах рек Сал, Малый Гашун, Большая Куберле, где довольно много степных курганов – мест погребения средневековых кочевников. Чистое место готовится на берегу водоёма, так как при проведении большого молебна исстари принято бережно относиться к природе, очищать старое место, ничего не оставлять, всё лишнее закапывать или сжигать. Широко распространённый у калмыков культ курганов включает поклонение Родовой местности, Земле и Воде. В национальной религии калмыков, наряду с поклонением Земле, есть культ Неба, Света и Солнца. Калмыки устраивают поминальный костёр в соответствии с вековыми правилами обрядности. Они бросают в костёр масло, жир, чай, молоко, читают молитвы, вспоминают предков, и просят благоденствие, здоровье для потомков, оставляют в водоёмах монеты. На место молебна приносится еда, к которой никто не прикасается. Эту пищу могут съесть только птицы и животные. Калмыки отдельно готовят праздничный обед, которым угощают всех присутствующих на мероприятии гостей.

Накануне Дня народного единства, 3 ноября 2023 г., в ст-цу Кутейниковскую Зимовниковского района Ростовской области прибыла с дружественным визитом очередная калмыцкая делегация из г. Элисты, с. Яшалта и приглашённые гости из Дубовского и Зимовниковского районов. На центральной площади станицы состоялся митинг по поводу открытия отреставрированного памятника бойцам-калмыкам РККА, возложение цветов, небольшой молебен, который по очереди провели православный священник и буддийские ламы. Увековечена память 824 воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, добавлением новых плит на мемориале. Данная работа курировалась атаманом Калмыцкого казачьего округа Чимидом Джангаевым, ветеранами труда Надеждой Тихоновой и Надеждой Халгиновой, при содействии Главы Калмыкии Бату Хасикова и вице-губернатора Ростовской области, Атамана Всевеликого войска Донского Сергея Бодрякова.

К 9 мая 2024 г. мемориал будет юридически оформлен внесением в Реестр объектов культурного наследия (памятников) Ростовской области.

После завершения торжественной и волнующей церемонии участники мероприятия направились в сельский Дом культуры «Кутейниковский». Известный калмыковед, член Союза краеведов России, историк из Дубовского района Валерий Александрович Дронов рассказал об истоках создания калмыцкой станицы Кутейниковской с демонстрацией редких фотографий. В.А. Дронов — автор книги «Бузавы (Очерки истории донских калмыцких станиц)», выпущенной в 2019 г. Книга повествует о судьбе 13 калмыцких станиц бывшего Сальского округа Области войска Донского. Затем состоялся праздничный концерт, подготовленный силами местных артистов, гостей из Элисты и Яшалты, традиционное чаепитие с элементами калмыцких и русских обычаев.

Данное мероприятие показало, что при необходимости калмыки, казаки, русские и другие народы могут находить общие точки соприкосновения и взаимопонимания.

Источники:

Административно-территориальное деление Ростовской области. Ч. II: (Донская область. 1924–1937 гг.). Справочник. – Ростов н/Д, 1996. С. 74–75.

Дронов В.А. Бузавы (Очерки истории донских калмыцких станиц). – Дубовское: Ротапринтное издание, 2019. С. 7, 69, 75.

Максимов Н.К. Формирование автономных образований в РСФСР в 1920-х годах: проблемы населения и территории (на материалах Калмыцкой автономной области): [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-avtonomnyh-obrazovaniy-v-rsfsr-v-1920-h-godah-problemy-naseleniya-i-territorii-na-materialah-kalmytskoy-avtonomnoy/viewer (дата обращения: 25.10.2023). С. 56, 58.

Уланов М.С., Тюмидова М.Е., Доронин Ю.П. Роль природно-хозяйственных факторов в формировании менталитета калмыков // Вестник Калмыцкого университета: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-prirodno-hozyaystvennyh-faktorov-v-formirovanii-mentaliteta-kalmykov/viewer (дата обращения: 27.10.2023). С. 145

. Фоняков В.В., Гончаров М.А., Гонецкий В.Ф. Историко-краеведческие очерки о Зимовниковской земле и её людях. Край, где мы живём. – Волгодонск, 1998. С. 58, 146.

Сергей ШЕВЧЕНКО, пос.Гашун, Зимовниковский район.

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031