Главная Общество На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…
30.10.2014
Просмотров: 9602, комментариев: 2

На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…

Мы продолжаем серию статей о Городке демографического будущего.

Многодетные семьи и помогающие им структуры надеются, что проект такого Города, преодолевая препятствия и большую инерцию, будет реализован в Волгодонске.

О том, что нового произошло за последние месяцы, как идет реализация проекта, мы попросили рассказать начальника отдела разработки проектов развития Института демографии, миграции и регионального развития Олега Александровича Цымбала.

- Какие цели ставил ваш институт в данном проекте и достигнуты ли они?

-Это вопрос сложный, но интересный. У нас было две цели. Точнее, две группы целей. Первая – цели общественные и политические. Вторая группа целей – «технические», связанные с механизмами реализации проекта. Уже в течение нескольких десятилетий лидеры нашего коллектива прорабатывают теорию и практику нового типа урбанизации, названного «поместной урбанизацией».

Речь идет о создании нового (а можно сказать и хорошо забытого старого) способа организации жизни в малоэтажном перспективном городе. Это примерно такой уклад жизни, который широко распространен в современных европейских городах. Примерно такой же способ расселения был характерен и для древних русских городов.

Отметим, специально речь идет именно о городской жизни. Главными особенностями для семьи в таком населенном пункте будет три особенности: первая - это «растущий» вместе с семьей дом, в котором, очень часто, будет жить несколько поколений одной семьи. Это не обязательно одно строение, может быть, и несколько отдельных домов в строительно-инженерном смысле.

Вторая - возможность организовать не обычное городское жилье, а «усадьбу». То есть место, где можно заниматься производительным (товарным) трудом. Такая практика широко распространена во многих странах мира, когда первые этажи здания являются промышленно и торгово ориентированными. А верхние этажи служат для проживания. Такой подход позволит семье строить разу и место для проживания, и рабочее место. Не обязательно, что так будут жить все, но возможность будет у каждого.

Третья - это высочайшее качество жизни в малоэтажном городе, управление собственной социальной жизнью и окружением. Человек, проживающий в многоэтажном микрорайоне, как правило, зависим от внешнего окружения, сложившегося в его «дворе». Избитым стало высказывание, что никто не знает своих соседей по лестничной клетке.

Один из примеров негативного положения - это положение в многоэтажных микрорайонах, это отсутствие возможностей для родителей заниматься воспитанием своих детей вне квартиры. Ребенок зависит от очень многих факторов, порой, криминальных, сложившихся в микрорайоне.

В современном малоэтажном городе будет иначе. Сам способ расселения будет приводить к организации социальных групп, тесному взаимному влиянию, организации совместных хозяйственных дел и проведению досуга. Отметим, что малоэтажный город - это не дачный или коттеджный поселок, где люди живут замкнуто и обособлено. Поместная урбанизация дает много возможностей городским жителям.

По сути дела это новая для нас система расселения и тип городов. Но самое главное, что такой тип расселения жизненно важен именно для многодетных и растущих семей. Они могут преодолеть два своих самых страшных ограничения. Во-первых, в пространстве. Достроить дом на 2-3 комнаты значительно проще, чем в условиях города перейти из однокомнатной, скажем, в четырехкомнатную квартиру. А также второе ограничение, связанное с материальным прозябанием семей из-за большого количества «иждивенцев».

Отметим, что в традиционном обществе богатство семьи напрямую зависело от числа детей: чем больше было детей, тем семья была богаче. В современном обществе молодой человек фактически до 17-18, а часто и до 23-25 лет является прямым иждивенцем родителей.

Иначе будет при организации собственного дела в своей усадьбе. В семейной бизнесе каждые руки на счету и далеко не с 17 лет.

Какие цели мы ставим перед собой в политическом и общественном аспекте? Сегодня в России 6-7 процентов семей имеют трех и более детей. Такие семьи называют многодетными. Действительно, в современном городе трудно воспитать и «прокормить» трех детей. Наша задача - создать такой уклад городской жизни, когда большинство семей станут опять «детными». Наличие трех детей в семье станет социальной нормой.

Можно ли добиться этого? Да, можно. Наши города постепенно стареют, приходят в аварийное состояние. Инфраструктура уже практически везде в аварийном состоянии. Мы как народ и как государство, в том числе, неминуемо будем в ближайшие 10 лет перестраивать свои города. Мы разработали уникальный метод, как делать это бескризисно и легко для города. Метод называется строительство Городка демографического будущего (ГДБ) примерно для 10 процентов населения города. Для начала… Что касается сроков. Они по большому счету не имеют значения. Главное, чтобы процесс пошел в нужную сторону. И разработать такие экономические и политические инструменты, чтобы участие в таких проектах стало очень выгодным для банков, девелоперов, примышленных корпораций. Свою задачу мы видим в реализации пилотного для России проекта. И есть вероятность, что это произойдет в Волгодонске (прорабатываем одновременно 4-5 разных регионов: высоки риски в организации динамичного включения в проект местных предпринимателей).

Теперь, что касается «технических» целей. Их много. Ситуация постоянно развивается и меняется. Мы видим возможность организовать проект в качестве пилотного и федерального проекта. С привлечением федерального финансирования в том числе. Но для такого развития процесса необходимо уже сегодня выполнить ряд шагов.

- В связи с этим второй вопрос: в каком состоянии находится проект строительства ГДБ в Волгодонске?

-Это опять же не простой вопрос. Главное, что произошло, - это отвод и планирование под отвод в будущем земельного участка в непосредственной близостью с городом Волгодонском. Скорее всего, наверное, можно сказать - в самом городе. Это принципиальный вопрос. И мы очень довольны, что процесс идет в нужном направлении. Ситуацию еще можно испортить, но мы надеемся, что в ближайшее время решение будет закреплено официально и юридически закончено.

Однако нас крайне озадачила ситуация с организацией конкурса на межевание первого земельного участка в рамках проекта. Была отведена значительная сумма (более семи миллионов рублей), достаточная чтобы грамотно завершить разработку принципиальных для проекта вопросов.

Не стану скрывать: наш Институт уже год работает над проектом. Разработана концепция застройки, планировка участка. Большая часть работ для межевания выполнена. Для работы привлекаются сторонние специалисты.В итоге проведен конкурс, по которому заявленная цена реализации работ снижена в семь раз. До конца не понятны условия и задача, поставленная перед победителем конкурса. Освободившиеся средства отозваны в областной бюджет, насколько я понимаю.

Отвлечемся от вопроса организации нашей работы и ее возможной оплаты. Будут ли при такой постановке выполнены задачи проекта по межеванию? Я не уверен. Можно ли было организовать процесс иначе? Думаю, да. Ничего не мешало организовать двухэтапный конкурс, конкурс с предварительной квалификацией участников и много других способов (в свое время я отучился в Высшей школе экономики именно по курсу организация госзакупок результатов научных и проектных работ).

Теперь ситуация сместилась. Важно добиться от победителя конкурса выполнения работ в надлежащем качестве и согласно концепции строительства именно Городка демографического будущего, а не дачного поселка, в котором будет невозможно жить и, прежде всего, многодетной семье. На очереди новый этап - проектирование сетей инженерного обеспечения для городка. Мы провели работу с ведущими в России практиками в организации перспективных систем ЖКХ, с финансовыми группами, имеющими интерес к инвестициям в такие системы. Скоро будут проведены на конкурсной основе работы по проектированию концепции и схем организации основных систем ЖКХ. В случае ухода от современных перспективных вариантов решений по сетям, проект практически уже невозможно будет сделать реализуемым в целом.

Вопрос с системами ЖКХ важен. В зависимости от принятых решений содержание среднего по размеру дома может обходиться в 1,5 тысячи рублей, а может и в 8-10 тысяч в месяц. Европейский опыт говорит, что за 15-20 лет человек за услуги ЖКХ выплачивает ровно такую же стоимость как при строительстве дома. А таких периодов у дома будет 3-4…

- Какие договоренности и с кем достигнуты?

-Где же вы подбираете такие сложные вопросы?! Если говорить серьезно, то ситуация примерно такая. У нас достаточно сил и партнеров, чтобы организовать разработку и государственное администрирование этого проекта. Сложилась сильная группа из компаний, производящих передовые решения и технику в сфере ЖКХ и конечных инженерных решений в доме. В том числе у этой группы (консорциум фирм) есть доступ к финансовым средствам для инвестирования. Нужен передовой проект, сверхэкономичный.

Есть мысли, как создать базисную занятость для жителей городка. В каждом таком проекта целесообразен тепличный комплекс. Мы провели пока очень общие переговоры с группой, которая может организовать производство и главное торговать продукцией, выращенной и централизовано переработанной жителями. А это уже хороший доход, который позволит, например, за 5-7 лет выплатить стоимость дома, не затрагивая доходов главы семьи. У вас в городе есть очень сильные промышленные группы, предлагающие услуги по современному строительству и поставкам материалов. Эти материалы можно использовать, в том числе, и в рамках перспективных и самых экономичных домов. Думаю, что они согласятся участвовать в проекте, увидят для себя в этом выгоду.

Вопрос: - Когда начнутся работы?

-А на этот вопрос легко ответить. Мы начали работать уже год назад. И работаем очень интенсивно, поверьте. Отметим, что города не строятся за месяц. И даже за год. Нормальным сроком для организации проекта является 10-15 лет. Важно другое. За какой срок человек, принявший решение жить в данном месте, сможет переехать. Этот срок должен быть не более полугода. При наличии конечно у семьи денег или стратегии привлечения денег на свой дом.

И второй важный вопрос, как долго жизнь в «новостройке» будет малоразвитой, бедной и неудобной. Так как проект организован руководством города в «правильном месте», фактически в самом в городе Волгодонске, необходимо свести этот период к нулю. И это можно будет сделать, организовав качественное управление процессом, создав для этих целей, возможно, и новую муниципальную структуру с рабочим названием «Корпорация развития Волгодонска». Именно такое предложение мы готовим в настоящий момент на рассмотрение на рабочей группе с администрацией Вашего города. Будем стремиться к организации и проведению такого мероприятия в начале ноября.

Вопрос: - Что делает наша местная власть?

-Грозный вопрос! Не станем никого критиковать. На самом деле сделано уже прилично… Ситуация в Волгодонске лидирующая по России (мы работаем примерно в пяти регионах, во многих случаях напрямую с руководителями регионов). Волгодонск опережает другие регионы примерно на год. Очень хорошо сыграл свою роль процесс выбора большого участка в правильном месте. Неоценимую роль, кстати, сыграл и глава Волгодонского района, по сути, своей инициативой увеличивший площадь будущего городка в 8 раз - с 600 до 5000 га. Он прорабатывает сейчас включение в проект земель, работает с частными структурами. Задел огромный.

Но многое еще и предстоит сделать. Мы говорим о том, что нужно создать федеральный пилотный проект. У этой работы есть своя «механика». Критически важно сейчас в городе с администрацией и думой наметить несколько ключевых мероприятий на конец этого и на начало следующего года. Мы уже потратили значительные средства (из других своих проектов полученные) на ГДВ в Волгодонске, но дальше необходимо городу брать на себя инициативу. Дальше буквально за ноябрь нам, уже совместно с городом, нужно отстоять ряд вопросов в обсуждениях в Ростове. Иначе ситуация будет «отложена» по объективным обстоятельствам до конца 2015 года.

Это особенность бюджетного процесса области. Опять же принятая практика в организации федеральных пилотных проектов такая, что предпроектные исследования и разработку проекта область или инициативные инвесторы делают за свой счет. А федеральные деньги затем идут в качестве софинансирования и занимают основные средства, часто до 90 процентов от стоимости всего проекта. И все эти обосновывающие (для нашего проекта, лидирующие по сложности и своим задачам) исследования и проектирование нужно сделать за 2015 год. Необходимо будет сложить группы влияния на процесс, как в Совете Федерации, так и в Государственной думе. И много еще чего.

Таков механизм государственного управления. Это в общих чертах.

Для данного проекта ключевым будет, пожалуй, даже не вопрос инвестиций и бюджетных денег (хотя все понимают значение этого вопроса). Ключевым станет вопрос наделения субъекта реализации этого проекта определенными правами и полномочиями. И в вопросе имущественных отношений, и в вопросе налоговых отношений и организации экономики жилищного хозяйства.

Везде нужны будут особые и исключительные полномочия. Сведущие в муниципальном управлении люди сразу понимают, о чем идет речь. Важно реализовать проект на благо жителей города. Но так же важно остаться в рамках своего правового поля и не превысить полномочий. В сложившихся экономических условиях реализовать проект можно, но будет сложно. Кстати, такой механизм принят в некоторых передовых странах мира. Когда под реализацию проекта создают частно-государственную корпорацию и наделяют ее особыми правами и имуществом.

-Спасибо за беседу.

Вопросы задавала Ольга ЛУГАНЦЕВА

Комментарии

Утопия неразвитого капитализма, а для российской действительности - еще и опасная

Василь
30.10.2014, 19:32

Самое опасное, это перегрузить младенческие умы? улыбка

Васильиса
31.10.2014, 06:54

Оставить комментарий

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930