Интервью
- Самая большая опасность – это «мертвые» поселки
- Пояс чемпиона мира приедет в Волгодонск
- Какой станет местная власть
- Главный документ гражданина России
- Пришел опытный и настойчивый сыщик
- Жду встречи с боксером, победа над которым принесет звание чемпиона мира
- ЭДИК АРУТЮНЯН: Я ВОЗГЛАВИЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КЛУБОВ РОССИИ
- На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…
фотогалерея
К первому сентября школы готовы
Накануне начала нового учебного года корреспондент «Вечернего Волгодонска» попросила начальника Управления образования Волгодонска Татьяну Самсонюк ответить на наши вопросы.
Среди обсужденных тем - готовность школ к первому сентября, новшества в учебном процессе, материально-техническое оснащение, приоритетные задачи, стоящие перед образованием, кадровые проблемы.
Садимся за парты
Первое сентября для тысяч волгодонских школьников всегда начинается одинаково. Красивые отдохнувшие дети вместе с родителями и педагогами собираются на школьном дворе. Звенит звонок, возвещая о начале нового учебного года. В 2012-2013 учебном году в школах начнут обучение 13 тысяч 510 учеников. Сформировано 534 класса – на 6 больше, чем в прошлом учебном году. По предварительным данным (окончательная цифра станет известна после 15 сентября), 1554 ребенка сядут за парты впервые – на 20 человек больше, чем в прошлом году. В 10-е классы пришли 635 учеников – это половина из выпускников девятых классов. Самые большие городские школы – лицеи «Политэк», №24 и школа №21. У них свыше 1110 учащихся. По тысяче учеников обучается в школе №9 и лицее №11. Самые маленькие – школы №12, №1 и гимназия «Юридическая». Здесь сядут за школьные парты менее 400 учеников в каждой. Во всех школах будет открыт первый класс, хотя бы один. А самый большой набор первоклассников в лицее «Политэк» - 7 классов, в лицее №24 – 6, по 5 первых классов – в лицее №11, школах №№21 и 22.
Территориальный принцип
В этом году в соответствии с изменениями в законодательстве школы формировали первые классы по территориальному принципу. За каждым образовательным учреждением закреплены территории. В школах до первого августа принимали документы в первую очередь от детей, проживающих в микрорайоне, где находится школа. С первого августа при наличии свободных мест принимались документы от всех желающих из других микрорайонов. Татьяна Самсонюк уверена: такой принцип оправдан. Система образования должна быть гибкой – это одно из условий качественного предоставления услуг. Если система не гибкая, качества достичь сложно. Поэтому школы вели работу со всеми претендентами, принимали пожелания и намерения родителей прийти после первого августа. Так, по желанию родителей в лицее №11 был открыт дополнительно пятый класс для первоклассников. Но территориальный принцип нельзя принимать строго буквально. Ведь случаются разные жизненные ситуации: родители, например, снимают жилье, иногда дети прописаны в одном месте, а живут у бабушек, и им удобнее ходить в школу именно в том микрорайоне, где ближе. Поэтому учитываются все обстоятельства и, безусловно, стараются идти навстречу пожеланиям. Руководители школ взаимодействует друг с другом, с Управлением образования и решают возникающие вопросы.
Педагогов по-прежнему не хватает
Дефицит педагогов по-прежнему ощущается остро. Самые востребованные специальности – учителя начальных классов, физкультуры, математики, физики, химии, воспитатели групп продленного дня. Причина нехватки кадров – маленькая зарплата. Учителя и воспитатели стареют, а молодые педагоги после окончания вузов предпочитают другие, более высокооплачиваемые рабочие места. - Педагогов ждем, - приглашает коллег на работу начальник Управления образования Татьяна Самсонюк. – Практически в каждой школе найдется та или иная вакансия. Приходите - будем рады! Еще одна серьезная проблема – нехватка поваров. Школы самостоятельно организуют питание школьников – обеды для учащихся льготной категории, и обеды для всех по выбору. Такая система организации питания накладывает повышенную ответственность на работников пищеблоков, а зарплаты у них тоже невелики. Не хватает и работников детских садов. – Мы готовы принять 40 воспитателей и младших воспитателей, - говорит начальник Управления образования Татьяна Самсонюк. – В профессии остаются, в основном, энтузиасты. Приходит и молодежь, но надолго не задерживается. Поэтому воспитатели сегодня – редкая и востребованная профессия.
Школы в строю
Благодаря усилиям администрации города школы подготовились к новому учебному году, выполнили текущий и частичный капитальный ремонт. Из городского бюджета на эти цели было выделено более 25 млн. рублей. 19 школ встретят свою ребячью семью похорошевшими, обновленными, светлыми, сияющими чистотой. Мэр города Виктор Фирсов накануне учебного года лично контролировал подготовку школ, сам посетил многие учебные заведения. Город вложил немало средств, чтобы ребята пришли в отремонтированные здания, сели за новые парты, оснащенные по последнему слову техники кабинеты. Компьютерные классы, библиотеки, спортзалы, пищеблоки – все для того, чтобы школьники ни в чем не нуждались и учились с удовольствием. - Приоритетная задача в образовании – безопасное и комфортное обучение детей, - говорит Татьяна Самсонюк. – Мы стараемся всячески этому способствовать. Два учебных заведения – гимназия №5 и школа №8 – приступят к обучению после завершения капитального ремонта. - С гимназией №5 у нас проблем нет, -говорит Татьяна Самсонюк.- Мы приложим все усилия, чтобы открыть гимназию №5 в этом году. Но не все зависит от нас, многое – от строителей. В самом крайнем случае гимназия примет ребят сразу после новогодних каникул. А вот с капитальным ремонтом школы №8 подрядчик – ООО «Донтрубпласт» - нас подвел. Срок окончания контракта – 30-е августа - сорван, работы ведутся медленно. Ведем претензионную работу: выставляем штрафные санкции, после 30 августа материалы будут переданы в арбитражный суд. Пять школ города в новом учебном году будут оснащены по программе модернизации новым оборудование для пищеблоков – это новые печи, шкафы, конвекторы. Новое оборудование уже установлено в гимназии №5, на очереди – лицеи №24 , «Политэк», позже – школы №8, №13. При выполнении ремонта во всех школах первоочередное внимание уделялось кровлям, соблюдению температурного режима. Проведена поэтапная замена окон, начиная с самых холодных кабинетов и классов. Завершен ремонт систем тепло- и водоснабжения, выполнены предписания Госпожнадзора и Роспотребнадзора. На устранение замечаний только Госпожнадзора потрачено более 12 миллионов рублей. – Мы обязаны предоставить детям не только полный спектр образовательных услуг, но и создать все условия для безопасного и комфортного обучения, - поясняет Татьяна Самсонюк. - Специальная комиссия, созданная в соответствии с постановлением администрации города, во главе с заместителем главы Администрации города Натальей Полищук проверяла степень готовности школ к новому учебному году. Все городские школы (за исключением двух, о которых мы сказали выше) готовы принять ребят первого сентября. Учебники, интерактивные доски Сегодняшняя школа - это большой коллектив, особый мир, живущий по своим законам. Одно из незыблемых школьных правил: отучился сам – передай учебники другому. Многие родители передали учебники в фонд школьных библиотек бесплатно. Есть такие школы, которые обеспечены учебной литературой на 100 процентов. К таким учебным заведениям относятся школы №21,№18,№13,№8,№7,№22, «Центр образования», гимназии №5, «Юридическая», лицей №11. Безусловно, большую роль играет умение организовать ребят и обеспечить сохранность, преемственность в передаче школьной литературы последующим поколениям учеников. Подушевое финансирование влияет и на техническое оснащение школ. На эти цели большие школы получают от трех до пяти миллионов в год. Это позволяет приобретать новое оборудование: компьютеры последнего поколения, интерактивные доски, современные наглядные пособия. В лицее №24 приобрели даже интерактивный стол. - Как только закончатся последние приготовления к первому сентября, все разойдутся по своим классам, мы продемонстрируем свои новшества, которыми мы действительно гордимся, - говорит Татьяна Самсонюк. – Надеюсь, новинки помогут ребятам лучше и больше узнавать, получить хорошие знания. Очень приятно, что современная школа не стоит на месте, а движется вперед, развивается. К этому призывает и правительство страны, уделяющее развитию образования особое внимание. В Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года определены показатели: 80 процентов школ должны иметь современные условия обучения, 100 процентов должны быть оснащены интерактивными учебными пособиями и учебным оборудованием для практических работ. Несколько в более стесненных условиях оказываются школы с низкой наполняемостью классов, расположенные в неприспособленных зданиях. У них меньше средств, а значит и возможностей. Выход один – реорганизация. Но, в то же время, мы сталкиваемся и с другой проблемой. Скажем, школа №8 и лицей №16 хотя и имеют типовые здания, но наполняемость у них низкая. А в маленьких гимназиях, таких как «Юнона», юридическая, нет отбоя от желающих. Значит, есть проблемы в качестве и спектре предоставляемых школьникам услуг. Выход – в поиске новых форм работы, приобретении опыта образовательных учреждений, имеющих высокий рейтинг. Педагогический коллектив школы должен жить в постоянном поиске, экспериментировать, не уставать учиться, работать творчески.
Школа ХХ1 века
Какой она должна быть, школа ХХ1 века? По мнению Татьяны Самсонюк, в первую очередь, востребованной. А востребованной школа будет тогда, когда предоставляет ученикам разнообразный спектр образовательных услуг высокого качества. И, конечно, важны условия пребывания. Независимо от того, сколько в школе интерактивных досок и столов, она обязана предоставить ученикам безопасное и комфортное пребывание, отвечающее самым современным требованиям. Не последнюю роль играет и мебель. В будущем году федеральные власти обещают выделить средства на комплектование образовательных учреждений мебелью, ведь здоровье молодого поколения во многом зависит от того, за какими партами дети учатся, за какими столами сидят. - Кончено, школа не должна стоять на месте, а жить в постоянном развитии, - поясняет Татьяна Самсонюк. – Думаю, самая ближайшая перспектива наших школ – электронные учебники. Уже три детских сада у нас имеют такие электронные наглядные пособия, планшеты. Значит, и за школами дело не станет. Современные компьютеры, скоростной интернет – все это приметы сегодняшнего дня. Но это не значит, что мы забудем, что такое ручка и тетрадь. Физиологию никто не отменял, ничто письмо не заменит, особенно для малышей, для тех, кто только делает первые шаги на пути к знаниям. Накануне нового учебного года я поздравляю и детей, и родителей, и коллег с приближающимся праздником – Днем знаний! Желаю нам на этом тернистом пути успехов, новых открытий, постоянного желания совершенствоваться и развиваться!
Беседу записала Ирина Ковалева
Оставить комментарий