Интервью
- Самая большая опасность – это «мертвые» поселки
- Пояс чемпиона мира приедет в Волгодонск
- Какой станет местная власть
- Главный документ гражданина России
- Пришел опытный и настойчивый сыщик
- Жду встречи с боксером, победа над которым принесет звание чемпиона мира
- ЭДИК АРУТЮНЯН: Я ВОЗГЛАВИЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КЛУБОВ РОССИИ
- На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…
фотогалерея
Шелковый путь - через Волгодонск?
Китайцы умеют воплощать самые дерзкие планы, а почему не подсуетиться нам, волгодончанам!
Мы бьем челом, чтобы городу возвратили железнодорожное сообщение со страной, а можно не выпрашивать, а использовать попутный ветер, который дует с Востока. Там, где когда-то проходили по Шелковому пути древние караваны, могут появиться сверхскоростные железнодорожные магистрали. Китайцы пока примеряются схематично - направлением через Астрахань. А как дорога пойдет дальше, в Европу? Почему не через Волгодонск или рядом с нашим городом?
Наш город расположен, можно сказать, на трассе и, проведя траекторию Шелкового пути по современной карте, в этом легко убедиться.
Скоростная магистраль – заманчиво!
В конце прошлого года Китай озвучил планы на реализацию вдоль древнего Шелкового пути стратегического суперпроекта – «Экономического пояса (коридора) Шелкового пути». Там, где раньше проходили древние караваны, могут появиться сверхскоростные железнодорожные магистрали. В том, что китайцы могут воплощать самые смелые проекты, сомневаться не приходится. Поэтому интерес к этой теме проявляют политики, ученые и бизнесмены.
О реализации проекта маршрута Великого Шелкового пути уже шел разговор на международной научной конференции в Университете Ланьчжоу (Китай). В ней принимал участие и председатель Южного научного центра РАН, академик Геннадий Матишов. Российский академик и профессор Янг Тайбао из университета Ланьчжоу придерживаются схожих позиций.
Нынешней весной планируется обсуждение темы в Ростове, об этом российские и китайские ученые договорились в Ланчжоу. Они должны запустить научно-исследовательскую программу по изучению ландшафтно-климатических изменений вдоль Великого Шелкового пути, проходящего через территории нынешних Китая, России, Казахстана и ряда среднеазиатских государств.
Ученые должны ответить, насколько реалистичны эти планы. Ведь предстоит развивать территории во многом проблемные – прежде всего, в силу своих жестких природно-климатических особенностей. Многие факторы надо учесть при реализации проекта маршрута Великого Шелкового. Китайцы пока примеряются схематично - направлением через Астрахань.
А как дорога пойдет дальше, в Европу? Почему не через Волгодонск или рядом с нашим городом?
К китайцам надо взывать, рассказывать о наших достопримечательностях, которые могут стать привлекательным моментом. Место, на котором появился современный Волгодонск, уникально. Бассейн Дона в древности представлял собою мост между Востоком и Западом. Через Дон проходили многие народы, одни задерживались, создавали державы. Близость арабских стран, крымских татар, возможность водного пути в Византию привлекало внимание к нашим местам. Не случайно, бассейн Дона богат археологическими памятниками, многие из которых имеют не только европейское, но и общечеловеческое значение.
Именно здесь в древности пересекались дороги не только с Востока на Запад, но и с Севера на Юг, и это давало возможность торговать со многими странами и делало это место всегда оживлённым. Через донскую степь прошли киммерийцы и скифы, сарматы, гунны, половцы, печенеги, татаро-монголы и многие другие племена, оставившие в память о себе многочисленные курганы. «Донские пирамиды» вполне заслуженно стяжали себе мировую славу. А ведь только в окрестностях Волгодонска их свыше четырехсот. В фондах волгодонского музея хранится богатейшая археологическая коллекция - более 20 тыс. предметов, - она охватывает огромный период времени от палеолита – древнего каменного века - до раннего средневековья
Так, где же проходили торговые караваны?
- Где-то рядом с Волгодонском. Не надо думать, что древняя караванная дорога выглядела, как одна прямая «магистраль», - поясняет краевед Анатолий ЧАЛЫХ. - Это сложная транспортная артерия, система путей, развилок и проселков, с притоками и ответвлениями, но все в одном направлении – с Востока на Запад и обратно. Именно так шли древние торговые караваны, ехали посольские делегации и двигались кочевники в случае войн. Наш город расположен, можно сказать, на трассе и, проведя траекторию Шелкового пути по современной карте, в этом легко убедиться.
Эти дороги люди натаптывали тысячелетиями, вплоть до появления парусного флота. Потом выгоднее и безопаснее стало возить товары судами вокруг Африки и Индии. Но имя и слава Шелкового пути в истории остались.
Предприимчивая нация использует знаменитый китайский бренд на полную катушку. Не воспользоваться этим, не попытаться вскочить на подножку поезда – грех. Наша задача, чтобы бренд оказался в Волгодонске.
Пять лет назад мне довелось проехать по отрезку Шелкового пути: Волгодонск, Элиста, Астрахань, Атырау (при советской власти - Гурьев), Актау (бывший Шевченко). До Астрахани путь отмечен нашими сторожевыми курганами с шагом дневного перехода (30-50 км), а дальше по пустыне пошли караван-сараи у источников (колодцы). Интересно, что их объединяет одинаковый строительный материал - квадратный «саркельский кирпич», размером 25х25 см. Это - эталон, примерно 25 см с хвостиком – это уже «византийский» или «римский фут». Технология фута пришла из Европы и караванными путями распространялась на Восток. Из такого кирпича сложена левобережная крепость Саркел- Белая Вежа, из него же – печи в караван-сараях на всем протяжении пути. Казахи датируют свою историю и этот кирпич 13 веком, а мы – девятым. Наша история на три века длиннее и наша земля дарит нам доказательства. Например, знаменитый теперь камень с куриной лапкой из правобережной крепости, который мы нашли и передали музею.
Чтобы привлечь внимание китайцев, нужен культовый объект, своего рода мировая знаменитость, которая стала бы брендом Волгодонска, Эрмитажа, Руси – России, Казахстана, Китая. То есть, межгосударственный уровень. Таким объектом может быть проект «Историческая реконструкция крепости Саркел - Белая Вежа».
Крепость располагалась по ходу древней транспортной артерии между Востоком и Западом узловым пунктом с веерным расхождением торговых путей от неё по всему горизонту.
Вот гипотеза на грани эпатажа: Византия содействовала строительству одной из наших крепостей – Саркел – левобережный - обязательным условием - крещение хазар.
В раскопках времен М.И. Артамонова находят остатки костей дикого кабана и домашней свиньи, что не приемлемо для ислама и иудаизма. Византия тогда переживала лучшие времена своего расцвета, и из политических соображений император Феофил мог позволить себе архитектурно-строительные излишества и патронаж строительства крепости в подконтрольном государстве. С утратой влияния Византии, под давлением Востока, хазары приняли ислам.
Остатки мечети сохранялись до образования Цимлянского моря в районе 14 шлюза и плотины Цимлянской ГЭС.
А когда хазары в лице кагана попробовали сменить веру - отойти от христианства, киевский князь Святослав (крещеный), «отмстил неразумным хазарам», разрушив Саркел.
Итак, хазары принимают крещение. В это время Кирилл и Мефодий (или один из них) посещают Саркел и Дербент. Кирилл придумал, преобразил для крещеных хазар кириллицу. Точнее - позаимствовал идею из этрусского алфавита? Помним - Кирилл хорошо знал латынь, греческий и, ассимилированный римлянами этрусский язык (утраченный). Вглядитесь в начертание этрусских букв. Там узнается наша куриная лапка и, через одну, буквы схожие с кириллицей! А произношение букв? То есть - кириллица на Русь пришла с нашей территории, это, во-первых. Во-вторых, хазары были передовым народом своего времени. Иначе, зачем бы им письменность? Тем, кто не имеет расцвета и не желает общаться с другими странами посредством торговли и технического прогресса, письменность не нужна. Так, народности Средней Азии, Кавказа и крайнего Севера имели только разговорный язык, а письменный получили в годы Советской власти на иероглифах кириллицы.
Давайте хотя бы помечтаем. Мысли «разумных людей» могут материализоваться. Есть у них такое свойство. В отличие от «неразумных хазар».
- Анатолий Егорович, но ведь стоит на месте проект реконструкции древней хазарской крепости Саркел в Цимлянске. Без движения остается и проект музейно – исторического комплекса крепости Саркел в Волгодонске, одним из основателей и сподвижников которого Вы являетесь. Не опускаются руки от безысходности, тупика?
- Никогда. Вода камень точит и что-то просочится, потечет в нужную сторону, будет увидено и услышано. Через два-три месяца в Волгодонске поменяются представители власти, придут люди с другим отношением к своей истории, к истории края и Родины. Сказано мудрым – народ, не имеющий своего прошлого никогда не попадет в будущее. Станет перекати-поле, бурьяном, сорняком, сгинувшим в вечности. …
И, главное – не надо мне слепо верить! Вера в чудо может привести в лоно дьявола, а не в храм Божий. Заставьте себя противоречить мне поиском, иметь свою точку зрения! Истина будет где-то рядом, может, к Вам - ближе!
Лидия ЗУБКОВА.
Где-то я это уже читала !!!!
Оставить комментарий