Главная Общество Владимир Лядев: "О сыне Григория Мелехова замолвим слово"
26.02.2015
Просмотров: 2233, комментариев: 0

Владимир Лядев: "О сыне Григория Мелехова замолвим слово"

ВЛАДИМИР ЛЯДЕВ, Почётный работник общего образования РФ, директор Манъкоеской средней школы более четверти века, подъесаул, атаман казачьего общества «Манъково-Калитвенское»

ЛОЖ «Волго-Дон», №7, 2015

История - это то, что было, а не наши комментарии ....

Можете со мной не согласиться, но официально или неофициально, а центром Верхне -Донского казачьего округа Всевеликого войска Донского надо считать станицу Вёшенскую. Именно в Вешках в последнее воскресенье мая 2015 года не только Великий и Тихий Дон, но весь просвещённый мир будет отмечать 110-летие воистину звёздного донского писателя, лауреата Нобелевской премии в области литературы, автора знаменитого романа «Тихий Дон», ставшего знаменем погубленного казачества, Михаила Александровича Шолохова.

Торжества ожидаются масштабные. Кроме традиционных ежегодных выступлений казачьих фольклорных ансамблей, ярмарки, перед которой меркнет знаменитая Сорочинская, Гала-концерта с поп-звёздами на водной сцене-поплавке, знаменитых скачек донских скакунов и ночного весьма зрелищного фейерверка, ожидается ещё и авиашоу. Но главной фишкой, главной изюминкой предстоящего юбилея будет выход в прокат новой современной версии многосерийного телевизионного фильма «Тихий Дон».

Уже сейчас вблизи Вёшенской в ст.Еланской, где находится частный (вызывающий много разногласий в казачьей среде относительно своего содержания и исторических трактовок) музей истории Донского казачества, начала работать съёмочная группа телеканала «Россия».

Возглавляет её известный режиссёр Сергей Урсуляк. Как мы знаем, это будет уже 4-ый вариант киноэкранизации «Тихого Дона». Первая, созданная в 1933 году режиссёрами Ольгой Преображенской и Иваном Правовым, была в немом варианте и лишь потом озвучена.

Второй вариант режиссёра Герасимова снимался в 1956 -1958годах. Основные сцены фильма сняты на притоке Дона, реке Северский Донец в х.Диченский Каменского района Ростовской области. В массовых съёмках снимались жители х.Диченского, близлежащих хуторов и г.Каменска.

В прокате 1958 года фильм собрал 47 млн. зрителей, заняв 1-е место. Великолепно сыграли свои роли Зинаида Кириенко (её до сих пор помнят и любят как Наталью из «Тихого Дона» - жену Григория Мелехова) и Элина Быстрицкая (как непревзойдённая Аксинья «всех времён и народов»).

Но даже после такого триумфального проката 3-х серийного художественного фильма «Тихий Дон» автор романа М.А.Шолохов высказывал режиссёру Бондарчуку С.Ф., что хотел бы видеть экранизацию своего творения более масштабной. Так как считал, что сюжет романа всё-таки был сильно урезан и 3-х серий чтобы его раскрыть, конечно, мало.

Сергей Фёдорович Бондарчук берётся за более масштабную экранизацию «Тихого Дона». Но грянула перестройка, а затем прекратил своё существование и весь Советский Союз. Денег на съёмку, конечно же, не нашлось и, Бондарчук-отец делает непростительную ошибку подписывает контракт на съёмки телесериала с итальянской фирмой. Одним из главных условий контракта -• участие зарубежных кинозвёзд, обеспечивающее широкий прокат на Западе. Роль Григория Мелехова исполняет Руперт Эверетт, Аксиньи Дельфин Форест.

Уже после смерти отца Фёдор Бондарчук выкупает 460 коробок с плёнкой фильма у итальянцев, и фильм транслировался на 1 -м канале ЦТ РФ.

Что из этого вышло, всем прекрасно помнится. Интернет, полосы центральных газет пестрели возмущёнными высказываниями о фильме отца и сына Бондарчуков: «Халтура, оскорбление чувств людей, позор. Изуродовали и опоганили чудесное произведение. Кошмарная стряпня. Это не художественное произведение, а национальное оскорбление».

А казаки высказывались ещё более возмущённо: «Тихий Дон» знамя загубленного казачества, поэтому мы воспринимаем этот фильм как издевательство над нашей историей, как оскорбление знамени и святыни. Так испоганить образы Григория и Аксиньи! Элина Быстрицкая сыграла свою роль мастерски. Поставить рядом с ней другую актрису нельзя! Фильм уничтожает нашу культуру, образование, Веру!».

Сама же Быстрицкая в своём интервью газете «АИФ» говорит: « Мой внутренний голос созвучен с тем, о чём говорят казаки. Понимаете, они Родине отдают жизнь, душу - Богу, честь - никому! В период перемен мне тоже пришлось выживать. В те годы многие мои коллеги -женщины подъезды мыли. А меня казаки поддержали. (После роли Аксиньи в «Тихом Доне» казаки присвоили Элине Авросимовне звание «Почётной казачки», Быстрицкая стала полковником казачьих войск с правом ношения оружия).

Уважение и признание казаков для меня не простые слова ..... понимаете, казак чести не кинет, хоть и головушка сгинет». И вот теперь после всех этих комментариев, надо понять, какой огромный груз ответственности берёт на себя Сергей Урсуляк, известный нам по фильму «Ликвидация», взявшийся за 4-й вариант экранизации знаменитого романа. Да, роман актуален сегодня как никогда. Ведь он рассказывает о том страшном времени, когда под влиянием определённых идей мы становимся вдруг внутри одной нации и одной семьи чужими друг для друга - даже врагами. Что может быть кощунственнее, чем гражданская война, ведь в ней гибнут люди и, что самое страшное, гибнут человеческие души. Украина сегодня - это «Тихий Дон» 21-го века. В братоубийственной гражданской войне уже сейчас гибнут дети женщины, старики.

В Каргинской казаки в память о событиях гражданской войны на Дону поставили в центре станицы огромный каменный мельничный жернов. В центре его табличка напоминание: «Казакам, отдавшим жизни за свою Родину». Над надписью вверху изображён Георгиевский крест, а внизу - пятиконечная звезда. У каждого этого символа была своя правда и только «исторический жёрнов» перемолол всю эту «муку в муку», примирив и «красных» и «белых» и открыв потомкам глаза на то, что не стоит никакая идея столько пролитой крови людской и загубленных душ.

Такая же братская могила и поклонный крест у неё установлен ранней весной этого года и у станицы Еланской, где и идут сейчас съёмки нового сериала. Здесь у Еланской в братской могиле лежат молодые ребята рабочие-красноармейцы Питера и Москвы и казаки, поднявшие Верхне-Донское восстание против новой непонятной и чуждой им власти. Господи, даруй разум и открой глаза нашим братьям-украинцам, всё более увязывающимся в братоубийственной гражданской войне, смысл которой лежит на поверхности и так очевиден это американские интересы.

Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в битву за добро, за истину, за справедливость. Особенно остро, пронзительно ясно, до боли, это подчеркнулось в одном из телерепортажей из Луганска. Ополченцы наконец-то отвоевали аэропорт, занятый нацгвардией Украины и взяли много пленных. Один из них паренёк, сам Луганчанин, обстреливал с территории аэропорта свой родной город из гаубиц и систем залпового огня. Когда ему сказали, что в результате этих обстрелов его родной дом уничтожен и в нём погибла его мать — он рыдал.

Глядя в камеру глазами полными отчаяния, сказал самое главное, самое важное: «Я не сумею с этим теперь жить, я пойду к Господу нашему, пойду в храм, пойду в монастырь. До конца дней своих буду просить у Него прощения!». Но возвратимся мыслями к фильму «Тихий Дон», который мы впервые увидели в 1958 году.

Дело в том, что человек, один из героев этого трёхсерийного фильма, сыгравший роль Мишатки - сына Григория и Натальи Мелеховых, живёт и сегодня среди нас в с.Маньково-Калитвенском Чертковского района Ростовской области. И это известный практически всем маньковцам не кто иной, как Владимир Муженский.

Да, да, именно Вовик Муженский, как все его немного ласково, немного снисходительно называют. Мы с вами настолько привыкли видеть его зачастую в затрапезном и порой нетрезвом виде то в центре села, то на одной из улиц, притом в тех местах, где собираются любители пображничать в компании себе подобных, что данное известие, конечно же, ошарашивает.

Сын Гришки Мелехова и Вовик? Мыслимое ли дело! Бомж и артист (пусть даже в младенческие годы). Да и почему мы этого, живя рядом с Вовиком, не знали? А ведь не всё так было, как сейчас. И Вовик был не таким, каким мы видим его сейчас. В том далёком прошлом мама братьев Муженских Николая и Владимира Кобылятская Евгения Петровна вышла замуж за Муженского Василия Мироновича , жителя предместья г.Каменск-Шахтинского .

От этого брака родился в 1953 г. старший брат Николай, а в феврале 1955 герой нашего повествования Владимир. Когда Владимиру было отроду где-то три года, Евгения Петровна поехала навестить своих свекров. Как уже здесь упоминалось, в пригороде Каменска на реке Северский Донец режиссёр Герасимов проводил съёмки «Тихого Дона».

Маленький, симпатичный, черноволосый и кареглазый мальчуган привлёк внимание режиссёра. Так наш теперешний Вовик и стал «кинозвездой», сыграв эпизодическую роль Мишатки - сына Григория Мелехова. Из-за скрытности характера Евгения Петровна не любила рассказывать об этом факте, но старший брат Владимира Николай прекрасно помнит, что у них дома хранилось свидетельство за подписью Герасимова о том, что Владимир участвовал в съёмках фильма «Тихий Дон». (На снимке Муженский Вова и актриса Зинаида Кириенко). Об этих событиях рассказал наш земляк, ныне житель Украины Войтенко Николай Григорьевич.

Именно им изложенные факты и заставили меня, знающего нашего Вовика Муженского, как говорил мой покойный тесть: «як свои стари чоботы», взяться за расследование этого факта, а затем и за перо, чтобы о нём узнали и вы, мои читатели. (Муженский Владимир в семнадцатилетнем возрасте) Поверьте, найти подтверждение этих событий в семейном архиве В.Муженского было не просто. Да и как можно назвать семейным архивом кучу истлевших под слоем пыли и паутины нескольких семейных альбомов, старых журналов и газет. И многие из вас, знающие нашего Вовика, ещё и ещё раз, может быть, зададутся вопросом, почему в своё время смышлёный симпатичный парень с интересной перспективной судьбой превратился в человека без определённых занятий, без семьи и практически без тёплого угла? А ведь мы помним, как всё прекрасно начиналось.

После службы в инженерно-строительных войсках, Володя приезжает в родное село, участвует в строительстве межколхозного комбикормового завода, строит и своё жильё. После ввода в строй завода, становится оператором мощной котельной, без которой невозможно производство комбикормов. Вскоре на родном поместье по ул.Кирова появляется красавец дом из белого силикатного кирпича в который молодой энергичный парень планировал привести молодую жену. Но рухнула страна наша СССР, за ней ненужным стал производитель комбикорма для свинокомплекса «Восход» и сам комбикормовый завод.

Володя в это время хоронит мать Евгению Петровну, которую очень любил и которая его воспитывала, что называется в «ежовых рукавицах». Не было работы, перебивался случайными заработками. Как-то не сложилось с семьёй. Начал употреблять спиртное. Дом достраивать было не на что, да и считал незачем -- семьи-то нет. Так постепенно, шаг за шагом, год за годом стал сдавать свои жизненные позиции. Бывший молодой коммунист, депутат 2-х созывов Маньковского сельсовета, народный заседатель в райсуде, награждённый множеством почётных грамот разного уровня, не сумел принять новую рыночную капиталистическую Россию. Россию, Гайдара, Чубайса, Ельцина. Но во всей этой грустной истории есть одно светлое пятно это светлая, открытая, незлобивая для людей душа Владимира. И маньковцы это знают: за внешним затрапезным видом она всё равно прорывается наружу своим теплом и добротой, которой у Вовика хватает с избытком на всех. Поэтому каждый, чем может, старается помочь ему, а сам Владимир всегда придёт на помощь будь то другу, соседу или просто пожилой женщине, которая нуждается в физической помощи по дому или на огороде. Вовик всегда безотказен и, главное, обязателен. Если пообещал, обязательно поможет, при любых погодных условиях, будь это день или ночь.

В своё время, когда батюшкой в нашем Свято-Троицко-Покровском храме служил отец Вячеслав, Володя нёс послушание звонаря. В каком бы состоянии ни пребывал, будь он голодным, или после посещения «бражной компании друзей», но колокола в храме всегда оповещали прихожан о начале литургии или окончании службы вовремя, без задержек. У меня, по поручению Владимира, хранится грамота Ростовской Епархии, выданная отцом Вячеславом Владимиру за этот усердный труд на благо Господа нашего. Хочу особо заметить, что зная Владимира довольно близко уже около трёх десятков лет, бывая с ним в различных компаниях и ситуациях, я никогда не слышал от него сквернословия. В разговоре с людьми, он обращается к ним только по имени и отчеству. Что это? Откуда эта внутренняя интеллигентность и человеколюбие? Кто-то сказал, что люди похожи на оконные стёкла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце. Но когда воцарит тьма, их истинная красота открывается благодаря свету, идущему изнутри. Вот в этом и есть суть личности Владимира Муженского.

Да, чем добрее душа, тем сложнее судьба. Да и у одного ли нашего «звёздного» героя она такая? Известны примеры и похлеще. Куда более знаменитые актёры в России умирают в нищете и забвении.

Можно назвать Александра Кавалерова легендарного «Мамочку» из «Республики ШКИД», который умер практически в притоне.

Виктор Перевалов, ещё мальчишкой снявшийся в очаровательной сказке «Марья искусница», умер в забвении на 62-м году жизни. Ни одно СМИ не сообщило о кончине актёра.

В этом же смысле можно говорить о судьбе Николая Крючкова, Марины Ладыниной, Клары Румянцевой, Татьяны Пельтцер, Георгия Вицина и др.

Богат не тот, кто много имеет, а тот, кто малым доволен. Владимир один из тех, кто живёт именно так. Богат он внутренним своим содержанием. Обыкновенный рядовой житель одного из сотен тысяч российских сёл он стал причастен к созданию произведения культуры и искусства с мировым значением герасимовского «Тихого Дона» по роману Михаила Шолохова.

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031