Интервью
- Самая большая опасность – это «мертвые» поселки
- Пояс чемпиона мира приедет в Волгодонск
- Какой станет местная власть
- Главный документ гражданина России
- Пришел опытный и настойчивый сыщик
- Жду встречи с боксером, победа над которым принесет звание чемпиона мира
- ЭДИК АРУТЮНЯН: Я ВОЗГЛАВИЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КЛУБОВ РОССИИ
- На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…
фотогалерея
«33-я Гвардейская Стрелковая дивизия»…
Под таким названием совсем недавно вышла в свет книга написанная сыном ветерана дивизии Николаем Курченко - инженере-строителе, с 1972 года строившем новый Волгодонск.
Пионерная база стройки, первые сооружения ТЭЦ-2 и Нового города, десятки фундаментов жилых домов и общественных зданий, многие километры городских автодорог - это еще не полный перечень его объектов, построенных за четверть века работы в «Волгодонскэнергострое».
Историей отцовской дивизии Николай с группой единомышленников занялся в девяностых, когда прежде времени в Волгодонске угасла ударная стройка и почти все тридцать тысяч ее строителей рассеялись по вахтам. Уже после открытия цимлянского музея Николай участвовал в составлении энциклопедии «Сталинградская битва», впервые изданной в Волгограде в 2007г.
И вот очередной рубеж Н.Курченко в военно-историческом жанре. Волгодонское полиграфобъединение издало его книгу о 33-й гвардейской стрелковой дивизии. Написанная на основе архивных материалов, мемуарной литературы, воспоминаниях ветеранов войны и их современников, книга рассказывает о военных событиях почти семидесятилетней давности, акцентируя внимание читателя на пути дивизии по югу России: Тамань, Сталинград, Ростовская область.
Вот как описывает автор книги, например, боевые действия начала 1943 г. в нашем краю, на южных границах сегодняшнего Волгодонского района (самого города Волгодонска, конечно, не было еще и в помине). Тогда здесь, в «коридоре» между рекой Сал и Зимовниками с боями отступала от Сталинграда 4-я танковая армия генерала Гота. Уже в ходе отступления вермахт усилил ее прибывшей с Северного Кавказа дивизией СС «Викинг», двумя дивизионами штурмовых орудий, и она в целом насчитывала до 150 танков. В их числе была и рота из десяти «Тигров», впервые прибывших на южный фас Восточного фронта.
Избегая намечавшегося советским командованием кавказского «котла», армия Гота стремилась уйти на правый берег Дона, к основным силам вермахта. Гнала фашистов к Ростову советская, 2-я гвардейская армия генерала Малиновского, удерживая их бронированные части от прорыва к Дону на рубежах небольшой степной, но все же непроходимой для танков, реки Сал. Особенно ожесточенные бои на подступах, к таким заманчивым для немцев переправам через Дон у станиц Цымлянской и Константиновской происходили в междуречье Сала, Малой и Большой Куберле. Рубежи этих боев и сейчас обозначены заросшими на берегах рек окопами и орудийными позициями, обелисками братских могил в хуторах Озерский, Братский, Веселый и Иловайский, в слободе Верхне-Серебряковская и станице Кутейниковской. В этих могилах лежат сотни и сотни (!) бойцов и офицеров 13-го стрелкового и 6-го механизированного корпусов, других соединений 2-й гвардейской армии, разбивших так называемую кутейниковскую группировку противника и отбросивших ее остатки на запад, за реку Большая Куберле 10 января 1943г...
Все триста экземпляров книги предназначены в дар школьным библиотекам тех районов современного Южного федерального округа, в которых сражалась дивизия в огненные 1942-43 годы. Написанная автором к юбилею Победы в 2010г. и получившая положительные отзывы областного краеведческого музея и Южного федерального университета (ЮФУ), книга была издана только год спустя. Великой Победе -66. И чем солиднее возраст Победы, тем все меньше ее бойцов остается с нами. Уходят ветераны Великой Отечественной, рассказав нам все, что сохранила их память. Только на днях мы похоронили одного из инициаторов создания в Цимлянске музея 33 дивизии, ветерана войны Сергея Дорофеевича Переходкина.
Прекратились в школах уроки мужества, на которых наши деды и отцы до конца отстояли еще один рубеж – рубеж памяти. И никто особенно и не стремиться заменить их на этом посту. Поэтому новая книга – шаг к мостику, через который передаются все знания, вся правда о войне от поколения Победителей к их внукам и правнукам.
Недавно я побывал на некоторых местах боевой славы дивизии в Константиновском районе.
Хутор Белянский – здесь, в центре братское захоронение воинов дивизии. Металлическая оградка, памятник воину со вскинутым вверх автоматом. Вокруг заросли травы и засохшие кустики цветов. И ни одного слова, ни одной фамилии. А ведь здесь захоронено почти 250 бойцов и командиров 33 Гвардейской. Если быть точным, то это перезахоронение их хутора Каргальско-Белянского…
"Основной бой начался в ночь на 6 января 1943 года у хутора Каргальсоко- Белянский, что в 3-4 километрах на восток от Белянского. В ходе боя, длившегося сутки, красноармейцы отразили десять контратак вражеской пехоты, поддерживаемой тридцатью танками. Два дивизиона 59 Гвардейского артполка подбили 11 танков и сражались до тех пор, пока не вышли из строя все орудия. Геройской смертью здесь пали командиры артвзводов В.К.Фадеев, А.П.Угрюмов…. В освобожденном хуторе оказались только женщины и малые дети. Всех остальных – стариков и подростков немцы вывезли на танках и в окрестностях села расстреляли и подавили танками".
Потом нескольких казненных местные жители похоронили на кладбище, а всех остальных вместе с павшими бойцами и командирами в братской могиле. Сейчас над этой могилой курган, на нем небольшой обелиск со звездой и мемориальная плита с надписью: «Воинам 33 Гвардейской стрелковой дивизии погибшим при освобождении хутора Каргальско-Белянский», а вокруг степь и речка Белая…
Сегодня про этот хутор не все знают даже в Белянском. Вот и я ехал с целью узнать – есть ли такой хутор сегодня. Нет – хутора больше нет. Есть только память о нем, да братская могила, погибших за его освобождение солдат. Здесь, 68 лет назад, у ничем не знаменательной речки Кагальник, освобождение почти каждого хутора, каждой станицы доставалось ценой сотен жизней.
Так при освобождении хутора Новая Деревня дивизия потеряла 102 человека, Гапкина – 149, Савельева -105, Ермилова -307. Еще около десятка хуторов Района объехал я в этот день. И только в хуторе Гапкин и Стычновский братские могилы были почти в нормальном состоянии – благоустроены и прибраны, на них были списки захороненных воинов.
Последним стал хутор Лисичкин . Из-за отсутствия указателя на дороге , даже при наличии карты я не сразу нашел нужный поворот. Километров 12 по еще проезжему полотну проселочной дороги и вот он хутор. Некогда большой и многолюдный, сегодня Лисичкин умирает. Много домов брошено или разобрано. На 2011 год здесь числится 135 жителей, ну а живет в нем около сотни человек. На восточной окраине братская могила. Не успел открыть калитку деревянного ограждения, как подошла женщина и извинилась за неухоженность захоронения. Она работник местного клуба (еще действующего) и занимается благоустройством могилы. Женщина рассказа , что все эти солдатики погибли в километрах двух-трех от хутора и там были захоронены местными жителями. Она рассказала, что все поле было усеяно телами наших солдат в черных бушлатах. Старики, женщины и подростки сносили убитых несколько дней, складывали их рядами в заброшенную силосную яму. Много была раздавленных танками. Нашли одного солдата, полураздавленного танком, окоченевшего, с вытянутой вверх рукой. Когда кулак разжали, то в нем оказалась записка с просьбой отослать деньки, которые у него в нагрудном кармане – семье.
Видно долго жил еще боец и мучительно умирал с вытянутой вверх, чтобы на это обратили внимание и выполнили его последнюю просьбу.. Судьба записки и денег осталась не известной.
Долгие годы считали, что непонятно, как сюда попали морские пехотинцы и какой они части. Да и встретившая меня женщина сказала, что не знает что это была за часть, но на месте их первоначального захоронения и сейчас стоит якорь. Ну а в хуторе их перезахоронили позже.
Просматривая фамилии на мемориальной стеле, я обратил внимание на одну из них: Гвардии лейтенант Лебедев И.С. И сразу вспомнил - в своей книге Н.А.Курченко упоминает про геройского командира роты автоматчиков Ивана Сергеевича Лебедева совершившего свой последний подвиг в хуторе Ермилов, где его рота автоматчиков , действую только холодным оружием уничтожила 87 немцев. Это операция вошла в историю войны и дивизии как «Ермиловская ночь». Это было 8 января, а 14 января он получает смертельное ранение и по пути в госпиталь хутора Паршиков (Цимлянский р-н) умирает. По свидетельству очевидцев его хоронят в братской могиле хутора Паршиков. Это свидетельства очевидцев вспоминавших это много лет после.
Но вот его фамилия на братской могиле х.Лисичкин, и что-то здесь не сходится. По приезду домой сразу проверил список братского захоронения в хуторе Паршиков. Там захоронено 26 человек, все имена известны, фамилии Лебедев - нет. Теперь надо обратиться к первоисточнику, т.е. донесению о безвозвратных потерях дивизии за тот период боев. Слава богу, такой документ уже выставлен в интернете и под № 8 на 5 листе донесения № 11342 от 25.03.1943 видим фамилию: Гв. лейтенант Лебедев Иван Сергеевич умер от ран 17.01 1943 в хуторе Лисичкин , командир роты автоматчиков 84 Гв. стрелкового полка и похоронен в братской могиле хутора Лисичкин. Не верить этой записи невозможно -это документ, а не воспоминания.
Вот так теперь мы точно знаем о последних днях жизни и смерти доблестного офицера 33 Гвардейской дивизии.
А насчет моряков все просто – в составе 33 Гвардейской дивизии были части морских пехотинцев с Дальнего Востока.
В составе 33 Гвардейской стрелковой дивизии воевал и стал полным кавалером ордена Славы цимлянский парнишка Алексей Пудович Солод.
Александр Тихонов Фото автора.
http://www.ursr.com.ua/index-28.4.html
политрук 33 ГВД Зозуля Иван Платонович, работал в Днепропетроской области
http://www.ursr.com.ua/index-28.10.html В боях за Каховку 33 гвардейская стрелковая дивизия...
Оставить комментарий