Главная По краю Донскому Рассказы старого подводника (14)- "МИНЕРЫ"
05.10.2012
Просмотров: 3193, комментариев: 0

Рассказы старого подводника (14)- "МИНЕРЫ"

Вот созрели помидоры,

В отпуск двинулись минеры

Летняя сессия, четвертый курс.

Последний экзамен перед отпуском. Экзаменов пять или шесть мы уже сдали. Устали, от одного взгляда на конспекты воротит. А завтра торпедные аппараты, капитан 1 ранга Марычев, боялись мы его и уважали, а звали меж собой просто, Федя Марычев. Вроде бы боимся экзамена, но как-то уверены, что сдадим. В течение года Федя нас как щенят натаскивал, время от времени кого-нибудь на орбиту запускал. Это значит, что за один заход ты ему должен рассказать все, чему он тебя научил. Не можешь, а ведь нужно, тогда сиди, в увольнение ходят или умные или хитрые. Пригодилась его учеба на флоте, с первых дней как на трап лодки ступили, спасибо ему огромное. Но это потом, а сегодня заниматься уже ни кому не охота, один мечтает, как он домой…, другой за билетами на самолет…, а тройка самых веселых и ехидных дурака валяют. Был у нас питон и никак ему эти самые торпедные аппараты в голову не шли, вообще с техническими науками неважно было, чистый гуманитарий. И вот он то, как раз и был тем несчастным космонавтом, кого с орбиты Федя не выпускал. Решила эта тройка, дать ему шанс, сдать все-таки экзамен. Но для этого питон должен был вступить в организацию «Паутина». За вечер эти веселунчики оформили все бумаги по принятию нового члена в организацию .

На завтра экзамен весь взвод успешно сдал и все рванули домой… А бумаги по приему нового члена «Паутины» где-то бросили. Командир соседней роты их и нашел. А там не только прием, но еще и первое оперативное задание, не больше, не меньше, взорвать Челябинский тракторный завод. Сдал командир роты бумажки по команде. Взмок, наверное, бедняга. Мне и сейчас трудно это понять. Но что было, то было. Приезжает наш питон в свой город родной, да не как все самолетом, а на поезде, уж не знаю по легенде или по дури собственной. Это ж сколько его мужикам пришлось караулить. Утром рано, еще серый рассвет, а у окна «воронок» и давай питона трясти. А где ты состоишь, в какой организации? А какое у тебя задание? А в чем твой интерес? И тому подобное… К чести тех кто питона допрашивал, с мозгами и с совестью у них порядок был, отпустили они питона, даже пинка не дали, а зря, для ума полезно. Я бы дал и ни один.

Но прошло время курсантское, веселое, счастливое. Учиться, экзамены сдавать, это вам не торпеды к бою готовить.

На 26 ДиПЛ флагмин Коля Коркунов в академию учиться поехал, меня врио флагмином дивизии назначили. Вообще дело минерское веселое, работящее, мне было всегда интересно. Минеры на дивизии все молодые, толковые ребята, один вот только шибко умный был. Лишний ум для минера, вредно это.

«Командиры лодок сидят, один другому: «Слушай мне минера думающего прислали. » «Да не повезло тебе, а вот Ваське достался работящий», отвечает другой.

Так вот, бегаю я по лодкам, то прострелка, то на своей родной «К-259», там уже Слава Верещагин командует, торпеда кислородная травить стала.

Аварийное стравливание кислорода с торпеды второго отсека через люк первого. Слава все приготовил, я - в центральный, там НШ Заварухин. Запросил разрешение и в первый, «трави кислород» командую. Для аварийного стравливания кислорода с торпеды предусмотрена система стравливания его за борт. Если мы стравим кислород за борт через систему, то лодку необходимо ставить в док и восстанавливать систему, это большие материальные затраты и время. Поэтому подводники разворачивают шланги, крепят их к люку первого и таким образом стравливают кислород. И вы знаете, все привыкли к этому безобразию: и промышленность, и флотское начальство и я, только когда Курс взорвался, впервые подумал про кислород. Наверняка и сейчас так же. А ошибись чуток Слава, то «Курск» состоялся бы еще тогда, когда я еще в лейтенантах бегал, тогда бы и отбегал. Читал статью вице-адмирала Рязанцева, причины гибели «Курска», правильная статья. Во всяком случае, она всякие домыслы отмела по торпедированию, столкновению, теракту и другой глупости, про то, как взрывается боезапас, знания «особо одаренных специалистов».

Но! Почему всякий раз производя расследование, того или иного случая, мы твердолобо упираемся только в этот свершившийся факт. Почему не сопоставляем, что уже был случай на Северном флоте, когда две лодки стоящие рядом у пирса в Полярном взорвались и погибли. Забыли? Почему не вспомнить, что подводники продолжают стравливать кислород через люк первого, на страх и риск всего экипажа и не только…, пока кто-нибудь не ошибется, и не взлетят душами очередные чайки Курские, ну да, другие названия будут. Не дай Бог. Вот так и служим, на Бога надеемся, а сами как недоумки малые. А стравливание кислорода через люк первого, что подводники придумали, делов-то на копейку, доработку произвести, хотя бы крепеж на люк первого для шлангов красномедных штатный установить, да издать дополнение к инструкции по аварийному стравливанию кислорода. Хотя пока ее вообще нет на флоте по стравливанию кислорода через люк первого.

Может я не прав, проверим. Обратился я к товарищу своему, однокласснику, на севере прослужил всю жизнь флотскую на той дивизии, где «Курс» взорвался, себя проверить. Вот его ответ: «И конечно, на "Курске" сработал банальный человеческий фактор. Ребята пришли после "звездной" автономки. Впереди отпуск. А тут выход на сутки, максимум двое. На борту толстая перекисная торпеда в практическом варианте. Ну что может случиться? Прорвемся! Но не прорвались... Допускаю, и с самого начала выдвигал версию травления перекиси. Торпед с ЯБП на борту не было. Вахта в отсеке, исходя из вышеизложенного, неслась не должным образом. Вполне могло быть повторение Полярного.

Но если это так, то нужно говорить обо всей современной системе подготовки подплава. А ее, к сожалению, в том объеме, что было раньше нет. Начиная с училища. Знаю, что говорю, т.к. старший сын учился в Лен.Коме. Был сам в этом училище. Бардак полный. Когда побывал в 2006 в нашем ТОВВМУ, понял, что в Питере разруха в первую очередь в головах. Гальюны забиты, классы и кубрики в ужасном состоянии. Преподавателям дела до курсантов нет... А в нашем, не смотря на реформы, чистота и порядок образцовый. Курсанты гордятся училищем и традициями. Преподаватели не заторканы. Школа!!! Хвала начальникам ТОВВМУ, начиная со Старикова!!!» Кстати с вице-адмиралом Кожевниковым тоже имел честь познакомиться, через своего хорошего товарища капитана 1 ранга Терехина Дмитрия Александровича(в период лихих 90-х заместителя начальника училища). И первый и второй образцы служения Отечеству. Снова скажу - Школа!!!

Я с удовольствием поддержу оценку ТОВВМУ, замечательное училище, грамотные, умные, требовательные педагоги. Я бы училище наше сравнил с 6 ВОК ВМФ. На первом курсе нас принял начальник училища герой Советского Союза Стариков, подводник, воевал на севере с Луниным, Гаджиевым, Фисановичем. Это с него взяли в фильме «Командир счастливой щуки», помните лодка через сети прыгала, ушла от противолодочных кораблей, потом были Потехин, Давыдович, Белоусов, Кожевников, мой первый командир, к этому человеку я всегда с особой теплотой. Спасибо тебе родное училище.

Вернемся к поре минерской, веселой, молодецкой. Пора и кислород травить, а то рванет торпеда, дал команду начать стравливание. «Каштан» заскулил, второй вызывает, свист, вой стравливаемого кислорода и Верещагина пацанячий голос, вопит Слава, чтобы вой этот перекричать: «Начали травление кислорода» Вот так из лейтенантов флот делал мужчин.

А еще до Славы, когда я минером был. Как-то в воскресенье в Техас попал, бреду по улице, тут женщина ко мне молодая, красивая: «Здравствуйте, я к Вам». Хм, красивая и ко мне, интересно…, приосанился я. «Дело такое, Дима мой у Вас служит». «Ах, Дима», скис я. «Так вот, все веревки из дому перетаскал, белье не на чем вывешивать, да мне не жалко, а это очень опасно?». «Что опасно?», обалдел я. «Ну как же, он говорит, что каждую неделю аварийное стравливание торпеды, а веревки трубы какие-то привязывать». «Не беспокойтесь мадам, видели Вы медицинскую подушку с кислородом, это примерно тоже самое, а веревки он больше не возьмет», а сам думаю: «ну паразит, я тебе устрою.» К вечеру мне на вахту, Дима встречает. «Димон, а куда ты рыбья душа веревки из дому растащил? » Закрутился Дима, заюлил: «Да мы это, мы на рыбалку, сети ставить…». «Еще раз возьмешь, удавлю…» И Дима радостно побежал на коломбину.

Так что работы хватало, как-то флагмин флотилии поймал меня на перебежке, Курочкин приехал, начальник МТУ, предлагают мне должность флагманского минера. Я тут же отказался, Курочкин еще на меня с таким пренебрежением посмотрел: «Вот щегол, ему должность второго ранга предлагают, а он кобенится».

К этому решению меня уже подвели. Во-первых, с первого курса я мечтал, что стану командиром атомной лодки и мой командир Кожевников, идти в помощники советует. Во-вторых, старпом «К-45» Конев, он на классы уходил, предложил мне на «К-45» в помощники.

Месяца полтора я исполнял врио флагмина, потом на « К-45» помощником. Только пришел на лодку, старпом решил построить меня: «А где и почему и когда, начпрод Ваш Фахрисламов…, не порядок…» Пошел я искать своего Фахрисламку. Спит подлюга на второй палубе.

Начпрод наш Фахрисламов, таких начпродов на всей флотилии не найти. Питание на лодке было убийственное, как, где он все это доставал, не знаю. А столы как накрывались, в ресторане таких не найдешь. Короче, «Фахрисламов вставайте.» Он мне: « пошел ты пацан». Ох, и не любил я про пацанов. Схватил я Фахрисламку в охапку и головенку евоную пытаюсь между трубопроводами втиснуть. Хрипит Фахрисламка. На наше счастье замполит хрипы его и вопли мои услыхал…

Потом с Фахрисламовым мы были друзьями, замечательный мастер своего дела и очень хороший человек. Но что было, то было. Лодочка, что на грудь мне досталась и его большая заслуга. Всю работу помощника по обеспечению лодки он нес. Я учился. С полмесяца прошло как я на «К-45» помощником, с особого отдела офицер на пирсе ко мне: «а ну-ка голубь сизокрылый, ты почему про торпеду не доложил». «Про какую торпеду?» «Ну как же, вон минер говорит, что тебе докладывал». А дело так было, когда я флагминил, забежал на одну лодку, там боезапас сдали, поэтому надобности особой моей не было, но правило Заварухина: «Ни кому не верь, все врут», я строго соблюдал, тяжкое это правило, все на себе. Заварухин, наставник наш, мне мозгов его не хватало, но зато я за свою службу ни кого не покалечил и не угробил, и лодки и бригаду всегда в порядке держал, но и везло, конечно, подводнику без удачи ни как нельзя.

Минер с лодки ко мне вышел. Рассказы рассказывает, какой минер умный должен быть, для ума ему еще и спирт нужен. Коль говорит, затопил торпеду ядерную, то все можно решить. Вопрос задаю: «Это у Вас шутки такие или Вы докладываете». Отвечает: «Шутки». Заныло у меня сердце, гадость почувствовал я. Но оружие сдано, на ТТБ принято. Я его не видел, до меня произошло, да и Колю Коркунова жалко, вернут с академии, примерно так я тогда тупо думал. Неправильно думал, вредно, в следующий раз такой человек будет «спасать» мир от термоядерного взрыва и требовать орден защитника планеты.

А вот мой одноклассник капитан 1 ранга Слава Макушин: «По поводу замачивания ЯБП скажу, что жизненный постулат - все тайное становится явным, никто опровергнуть не может. А попытки скрыть подобные деяния были и на Севере. Но, насколько я знаю, ни одного случая скрыть не удалось. И, слава богу и тем офицерам, которые честно исполняли свой долг!»

В общем, я особисту: « Да не знаю я ни чего, был какой-то глупый рассказ про умные головы…». На этом для меня все и закончилось. А на ТТБ кого-то сняли, наказали. Головная часть к ней серьезно на флоте относятся. Командира лодки наказали, а как же он отвечает за все. А минеру тоже НСС. Но это не главное. Главное, что с возрастом, свои поступки переоценивать нужно. (А про замоченную торпеду, это пример для нынешних и будущих минеров.)

А как все-таки обнаружили про затопление торпеды?

Во-первых, все равно когда-то оно бы вылезло, разобрать голову и протереть спиртом ума много не надо, визуально не видно, что была под затоплением. Но при регламенте все равно обнаружат.

Во-вторых, язык настолько длинный, что если его обрезать, он все равно короче не станет. Но все произошло проще. Головы ушли на ТТБ, где их пропустили без замечаний, а хвостовая часть торпеды на БТВ. А там командовал капитан 3 ранга Лужецкий. Вот офицер был. Лет 35-40 ему, маленький, кряжистый, кривоногий, страх и ужас минерам внушал.

Банда его, как механические солдатики. У них все построения проходили под рев ревуна. И горе тому, кто не замер в строю до окончания этого рева. Вот туда и попали мои одноклассники Коля Пшеленский и Серега Мишнев. После двух месяцев службы они могли не только царапину на торпеде найти, но по одному ее виду сказать, как минеры звание обмывали, какие песни пели. Вот они то и обнаружили, что хвостовая часть торпед сильно коррозирована, доложили по команде. Ну и пошло…

На страницах сайта увидел, как офицеры отставные командующего Северным флотом за книгу кроят. Наверное, они что-то такое умное знают, что адмирала бутузят, но мне показалось не корректно как-то. Я считаю себя ровесником Путина, да нет наполеонизмом не страдаю, так веселее пишется, да и мужик он настоящий, а адмиралу поди за семьдесят. А тут разошлись, обвиняют, кричат на старика: «Акела промахнулся, Акела промахнулся», один про торпеду заходится, вспомнил, что адмирал когда-то минером был: «Да он ее голубушку, за одно место и тракторкой из трубы выдергивал». Да выдергивал, сам загнал, сам и выдернул, настоящий минер, потому и адмиралом стал. Мне кажется вместо взаимных обвинений, которые ни к чему не ведут, кроме как жизнь сокращают, может вместе подумать, как сейчас поступить. Чтобы перекись, кислород можно безопасно стравливать, еще что-нибудь?

А может клуб адмиралов или подводников, Игорь Кудрин однокусник по академии там заправляет, чем поможет. Пытался я до них достучаться со своими почемучками, не слышат. А может, мои почемучки глупостями считают. Ну, извиняйте мы с Камчатки.

Вот такие братцы…, помидоры!?

Честь имею.

Ветеран подводного флота России Капитан 1 ранга в отставке Ю.Сувалов

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930