Интервью
- Самая большая опасность – это «мертвые» поселки
- Пояс чемпиона мира приедет в Волгодонск
- Какой станет местная власть
- Главный документ гражданина России
- Пришел опытный и настойчивый сыщик
- Жду встречи с боксером, победа над которым принесет звание чемпиона мира
- ЭДИК АРУТЮНЯН: Я ВОЗГЛАВИЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КЛУБОВ РОССИИ
- На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…
фотогалерея
С.А.Шевченко."История ж/д станции Гашун"

Развитие капитализма в России, быстрое экономическое развитие Юга в пореформенный период послужили причиной и явились следствием железнодорожного строительства на Дону, Кубани и Ставрополье. Русская буржуазия была заинтересована в соединении Приазовья, Черноморья и Кавказа с центральными районами страны. В этом оказалось заинтересованным и царское правительство, так как оно строило широкие колониальные планы на Востоке. С постройкой главной линии Владикавказской железной дороги (1875 г.) и некоторых её боковых ветвей началось сооружение железнодорожной линии Тихорецкая – Торговая (наст. вр. Сальск) – Царицын (Сталинград, нынИе Волгоград) в апреле 1895 г. по Указу Николая II.
15 декабря 1896 г. на участке Великокняжеская (Пролетарская) – Ельшанка пошли рабочие поезда, с 15 октября 1897 г. здесь открылось регулярное сообщение. 1 июля 1899 г. строительство всей линии Тихорецкая – Царицын российские власти официально признали завершённым. Её протяжённость составила 504 версты [1]. С осуществлением этого проекта был дан выход сельскохозяйственной продукции на внешний рынок через Новороссийский порт. В сферу экономических связей оказалось вовлечённым Поволжье. Лесные грузы, поступающие сплавом по Волге, получили прямой выход к Чёрному морю, чем значительно повысили народнохозяйственное значение и грузооборот участка Тихорецкая – Царицын [2]. Линия железной дороги прошла между Тихорецкой и Царицыном по следующим пунктам: Торговая (Сальск) – Великокняжеская (Пролетарская) – Ельмут – Двойная – Куберле – Калмыцкая (Зимовники) – Гашун – Сальская (Ремонтная) – Котельниково – Жутово – Сарепта и конечная – Царицын. Строительство этой магистрали было отдано правительством акционерному обществу Владикавказской железной дороги.
Всю ветвь Тихорецко–Царицынской железной дороги проектировщики разделили на четыре участка: первый – Тихорецкий, второй – Великокняжеский, третий – Ильинский и четвёртый – Царицынский. На железнодорожном строительстве того времени никаких машин не применялось – их не было. Всё делалось вручную. Лопата, кирка и тачка являлись основными орудиями на земляных работах по устройству железнодорожной насыпи. Людям приходилось работать весь световой день. Платили строителям сносно, за день землекоп зарабатывал на двухдневное пропитание. Недостатка в рабочих руках не было. Основной производительной силой на строительстве железной дороги являлось разорившееся крестьянство из Донской области и пограничных губерний, безработный мастеровой люд (плотники, кузнецы, каменщики) из центральных губерний России, а также местное крестьянство, чаще всего со своим тяглом. Это объясняет многообразие национальностей, религий, обычаев рабочих и служащих Владикавказской железной дороги, ставшей своеобразным плавильным котлом для трудового народа [3].
В секторе архивов Управления Северо-Кавказской железной дороги нет точных данных о времени образования ст. Гашун (по проекту, одновременно со ст. Калмыцкой (Зимовники) в 1898 г.), так как документы на дореволюционный и довоенный период по обстоятельствам военного времени погибли. Но в имеющемся в архиве Адрес-календаре Владикавказской ж/д за 1913 г., упоминается станция Гашун, на которой её начальником был Адольф Викеньтьевич Фабианович (на службе с 1906 г.). Помощниками начальника станции служили: Стефан Леонтьевич Герасименко (на службе с 1904 г.), Андрей Иванович Третьяков (на службе с 1908 г.) [2]. В списках поселений Области войска Донского, входящих в состав приходов Сальского благочиния Донской епархии указан посёлок при ж/д ст. Гашун Власовской станицы Сальского округа. Жители посёлка являлись прихожанами Александро-Невской церкви п. Барабанщиков [4]. На количественный и национальный состав населения ж/д станции Гашун в дальнейшем повиляли события Первой мировой, Гражданской войн, коллективизации, Великой Отечественной войны.
В 1922 г. Владикавказская железная дорога была переименована, получив название Северо-Кавказской железный дороги. С 1922 г. по март 1942 г. и с августа 1943 г. по май 1953 г. станция Гашун территориально входила в состав Юго-Восточной и Сталинградской (ныне Приволжской) железных дорог [2]. 31 августа 1930 г. постановлением президиума Северо-Кавказского крайисполкома в Зимовниковском районе Ростовской области был создан новый Гашунский сельский совет с административным центром на ж/д ст. Гашун. Дело в том, что в образованный национальный Калмыцкий район отошла ст-ца Власовская, к которой ранее причислялись ст. Гашун, хутора Троицкий, Ульяновский, все железнодорожные будки, казармы и полуказармы. В составе Гашунского сельсовета, кроме ж/д ст. Гашун, значились такие населённые пункты: Донецкий, Майкопский, Ново-Рубашкин, Русско-Садовский, Старо-Рубашкин, Троицкий и Ульяновский. Первым председателем Гашунского сельсовета был назначен Иван Гордеевич Каниболоцкий. Его сменил Дмитрий Иванович Седогин (1897 г. р.), затем председателями сельсовета становились Михаил Васильевич Панин (1885 г. р.), Василий Иванович Синько (1908 г. р.) и др. Василий Иванович Синько [5]
Немцы захватили ж/д ст. Гашун 2 августа 1942 г., перерезав снабжение войск РККА через Северо-Кавказскую железную дорогу. До этого магистраль интенсивно обстреливалась, бомбились эшелоны с отступающими частями РККА и беженцами. В казачьем курене 1912 г. постройки оккупанты оборудовали свою комендатуру. В подвале этого дома содержались военнопленные. С помощью назначенных немцами полицаев был составлен список коммунистов, комсомольцев и активных общественников на территории Гашунского сельсовета. Всем им грозил расстрел. Такая же участь ожидала и семью коммуниста В. И. Синько. Их предупредил об угрозе конюх сельсовета. Жена Василия Ивановича, Меланья Ивановна Синько, ночью с детьми тайно покинула ж/д ст. Гашун. При переправе через р. Сал их вещи и документы провалились под лёд и остались на дне реки. Приютили беженцев родственники в одном из хуторов по р. Сал [5]. Семья В. И. Синько (сидит второй слева) [5] До сих пор точно неизвестна судьба трёх железнодорожников: начальника ж/д ст. Гашун Ильи Макаровича Гончарова (1900 г. р.), дежурных по станции Александра Ефремовича Лактионова (1901 г. р.), Кузьмы Фёдоровича Харитонова (1896 г. р.). Им ставилась в вину сознательная задержка немецких военных эшелонов в сторону Сталинграда. Тела расстрелянных сбросили в 43-х метровый колодец на ж/д будке между разъездом Весёлый и ст. Гашун [6]. А по данным Министерства обороны СССР И. М. Гончаров, А. Е. Лактионов и К. Ф. Харитонов были угнаны на принудительные работы в Германию [7].
Служащими Гашунского сельсовета при обходе дворов на ж/д станции Гашун в 1943 - 1945 гг. учтено 466 жителей, из них 236 мужчин (51 %) и 230 женщин (49 %). Хутор Гашун и ж/д ст. Гашун с прилегающими разъездами и железнодорожными будками считались самостоятельными административными единицами. Большинство жителей этих населённых пунктов связало свою судьбу с работой на железной дороге. Мария Васильевна Круглякова (1917 г. р.) служила начальником ж/д ст. Гашун. Бригадирами железной дороги трудились Пётр Иванович Беляков (1907 г. р.), Николай Алексеевич Гаврилец (1912 г. р.), Егор Александрович Ерёменко (1915 г. р.), Егор Александрович Ерешенко (1915 г. р.), Илья Гаврилович Кучеров (1917 г. р.), дорожными мастерами – Василий Сидорович Жбаков (1907 г. р.), Евграф Иванович Чмыхалов (1912 г. р.). Табельщиком была Лидия Петровна Белякова (1927 г. р.). Мария Матвеевна Зяблова (1913 г. р.) и Мария Васильевна Парфёнова (1893 г. р.) в должности рабочих-водоливов обеспечивали функционирование ж/д водокачки.
В состав путевой ремонтной бригады входили: Анна Васильевна Беляченко (1914 г. р.), Антонина Семёновна Боровенская (1928 г. р.), Семён Григорьевич Боровенский (1899 г. р.), Лидия Трофимовна Бутримова (1923 г. р.), Мария Тимофеевна Волкова (1907 г. р.), Григорий Михайлович Глаголич (1866 г. р.), Никий Григорьевич Климюк (1867 г. р.), Василий Андреевич Краснощёков (1876 г. р.), Павел Антонович Луста (1906 г. р.), Василий Петрович Марченко (1927 г. р.), Павел Иванович Мащенко (1923 г. р.), Филипп Иванович Перебейнос (1878 г. р.), Галина Никитовна Пивненко (1926 г. р.), Меланья Арсеньевна Пустовая (1932 г. р.), Павел Арсеньевич Пустовой (1936 г. р.), Тихон Алексеевич Семененко (1892 г. р.), Василий Иванович Сучков (1919 г. р.), Валентина Ивановна Тикушина (1939 г. р.), Василий Митрофанович Ткаченко (1893 г. р.), Василий Григорьевич Четверяков (1915 г. р.), Николай Иванович Шабельник (1927 г. р.), Антонина Фёдоровна Яковенко (1922 г. р.), Стефан Иосифович Яковенко (1904 г. р.). Монтёр Стефан Иосифович Яковенко [11] Филипп Васильевич Данилов (1910 г. р.), Мария Фёдоровна Мукусеева (1920 г. р.) были дежурными по ж/д ст. Гашун, Павел Николаевич Чухряев (1898 г. р.) – диспетчером. Обходчиками путей железной дороги служили: Михаил Григорьевич Грачёв (1908 г. р.), Георгий Фёдорович Докучаев (1901 г. р.), Андрей Матвеевич Зибров (1884 г. р.), Егор Афанасьевич Мальченко (1908 г. р.), Гавриил Данилович Молчанов (1891 г. р.), Тимофей Емельянович Омельченко (1895 г. р.), Никита Григорьевич Пивненко (1893 г. р.), Василий Григорьевич Четверяков (1915 г. р.), Семён Алексеевич Шляхов (1908 г. р.), Фёдор Иванович Яковенко (1893 г. р.).
Обязанности стрелочников ж/д выполняли Александра Степановна Баранникова (1928 г. р.), Вениамин Трофимович Бутримов (1936 г. р.), Раиса Ильинична Гончарова (1919 г. р.), Мария Михайловна Ерешенко (1920 г. р.), Василий Яковлевич Жердев (1927 г. р.), Яков Стефанович Жердев (1904 г. р.), Валентина Алексеевна Ильченко (1925 г. р.), Анна Семёновна Карпенко (1915 г. р.), Василий Иванович Кивганов (1894 г. р.), Мария Дмитриевна Костюк (1919 г. р.), Матрёна Васильевна Куликова (1891 г. р.), Анна Ивановна Масловская (1924 г. р.), Владимир Петрович Марченко (1921 г. р.), Иван Иванович Мащенко (1921 г. р.), Александра Тимофеевна Мокреева (1925 г. р.), Александра Фёдоровна Мукусеева (1925 г. р.), Антонина Ивановна Полякова (1924 г. р.), Семён Макарович Поляков (1875 г. р.), Вера Григорьевна Полтавцева (1908 г. р.), Мария Макаровна Рубежанская (1925 г. р.), Антонина Фёдоровна Трудникова (1922 г. р.), Вера Ивановна Шабельник (1925 г. р.), Вера Стефановна Яковенко (1925 г. р.). Иван Гаврилович Шабельник (1889 г. р.) работал кузнецом в путевой ремонтной бригаде. Михаил Андреевич Зибров (1924 г. р.) трудился на ж/д ст. Гашун прицепщиком вагонов, Николай Андреевич Зибров (1926 г. р.) – станционным рабочим [8]. Николай Яковлевич Ковалёв (1893 г. р.), Фаина Илларионовна Шабельник (1918 г. р.) в разное время заведовали ларьком № 18 на вокзале ж/д ст. Гашун, Пелагея Дмитриевна Климюк (1910 г. р.) – Гашунской железнодорожной начальной школой [8].
На железной дороге, в отличие от колхозов, регулярно платили жалованье, поэтому служащие своей работой дорожили и гордились. Те жители ж/д ст. Гашун, кому не хватило места на железной дороге, шли трудиться в колхозы. Их было два: колхоз им Будённого (х. Донецкий, х. Ново-Рубашкин, х. Русско-Садовский, х. Старо-Рубашкин) и колхоз им. Ворошилова (х. Троицкий и х. Ульяновский). Число служащих железной дороги составило 76 человек (16 %), колхозников – 20 человек (4 %). Остальные 380 жителей ж/д ст. Гашун (80 %) представляли пенсионеры, инвалиды, заготовители кожсырья, рабочие сенного пункта, учителя, служащие сельсовета, почты, сельпо и дети. Большую помощь семьям в пропитании оказывали огороды, сады и домашние животные. На огородах выращивались кукуруза, горох, бобы, фасоль, чечевица, овощи, бахчи, картофель, подсолнечник, просо, рожь, ячмень, табак. В садах росли вишни, груши, яблони. На базах содержались коровы, телята, козы, овцы, поросята, птица [8].
В 1956 г. на Северо-Кавказской железной дороге начался переход с паровозной на тепловозную тягу. На участке Тихорецкая – Волгоград в ходе проводимой реконструкции семафоры заменили на светофоры. Экономика страны требовала сырья, поэтому реформа на Северо-Кавказской железной дороге увеличила её грузопоток. Хозяйства Зимовниковского района по транспортной магистрали отправляли зерно, крупнорогатый скот и овец на мясокомбинаты, тюки с шерстью на камвольные комбинаты. На ж/д ст. Гашун вблизи погрузочно-разгрузочной площадки были построены загон для овец, домик для чабанов. Овец пригоняли на погрузку из окрестных хуторов и районов. Из-за сильной жары и духоты в летний сезон эта погрузка осуществлялась в ночное время [9]. Зимой в Сальских степях были сильные снегопады и метели, которые приводили к задержке поездов. За вокзалом рабочие складировали щиты для задержания снега. На зимний период их расставляли вдоль железной дороги, также задерживали снег рвы, окопы и траншеи со времён Великой Отечественной войны. Иногда в особо сильные снежные бури снегоочистители не справлялись со своей задачей и тогда на расчистку путей собирался весь железнодорожный люд.
Ещё в 1950 г. на ст. Гашун была заложена первая ветрозащитная лесная полоса, позднее – парк вязов за вокзалом. Над его зданием роскошно возвышались три огромных тополя. Вокзал являлся притягательным местом для всех жителей округи. Там работал буфет, служащие отделения связи получали корреспонденцию из почтовых вагонов, пассажиры брали билеты на поезда «Волгоград - Краснодар», «Краснодар - Волгоград», «Волгоград - Ростов» и «Ростов - Волгоград». За неимением клуба все праздничные мероприятия, митинги, демонстрации и концерты для железнодорожников и местного населения проходили в здании вокзала и на перроне. Коллективы путейцев и движенцев активно участвовали в социалистическом соревновании структурных подразделений железной дороги. Они содержали в образцовом порядке закреплённые за ними территории, подбеливали деревья, скашивали траву вдоль железнодорожного полотна и т. п. Стрелочник Любовь Стефановна Яковенко [11]
Внедрение автоматизированных систем управления на Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД) осуществлено в 1987 г. Использование современной техники и автоматизации в управлении движением на железной дороге привело к упразднению профессии стрелочник, дежурных постов, будок и разъездов. Это способствовало сокращению численности рабочих и служащих железной дороги. Памятником ушедшей эпохи являлась вагон-лавка – товарный железнодорожный вагон, оборудованный для розничной торговли продовольственными, промышленными и хозяйственными товарами. Его транспортировал огромный красочный паровоз, к которому, помимо вагон-лавки, присоединялись цистерны с питьевой водой. В товарах, продуктах и пресной питьевой воде нуждались жители ещё сохраняющихся разъездов и полустанков. Вагон-лавка курсировала один раз в неделю по маршруту ст. Сальск - ст. Котельниково.
Для просмотра кинофильмов периодически приезжал вагон-клуб. За долгие годы службы на железной дороге в Гашуне сложились семейные династии Беляковых, Боровенских, Бутримовых, Горбанёвых, Даниловых, Докучаевых, Гончаровых, Жердевых, Зибровых, Кивгановых, Ковалёвых, Крымских, Куликовых, Мащенко, Нарыжных, Поляковых, Поляничкиных, Пустовых, Синельниковых, Сучковых, Шабельник, Яковенко и др. Труд многих из них отмечен государственными наградами. Например, дежурная по станции Гашун Александра Ивановна Данилова, стрелочницы станции Гашун Екатерина Семёновна Куликова и Антонина Ивановна Плетнёва награждены медалью «За трудовое отличие» [10]. Многолетние заслуги Александра Сергеевича Горбанёва поощрены значком «Почётному железнодорожнику», медалью «Ветеран труда». Сменялись поколения, славные трудовые традиции продолжали дети и внуки железнодорожников, вливались в их ряды новые лица, складывались другие семейные династии. Так, Виктор Евгеньевич Ковалёв, внук обходчика путей Георгия Фёдоровича Докучаева и сын железнодорожного кассира Лидии Георгиевны Ковалёвой (Докучаевой), всю свою жизнь посвятил службе на железной дороге. Его сыновья, Евгений Викторович и Сергей Викторович Ковалёвы, продолжили дело своего отца. В бригаде путейцев трудились Виктор Николаевич Нарыжный, Виктор Павлович Некрасов, Владимир Фёдорович Петрашов, Николай Валентинович и Артём Николаевич Сорокины и др.
В историю ж/д ст. Гашун вписаны имена начальников вокзала: Агапа Тимофеевича Гайворонского, Марии Васильевны Кругляковой, Василия Климовича Леонтьева, Николая Дыбова, Виктора Ивановича Гладких, Раисы Ивановны Горбанёвой, Александра Сергеевича Горбанёва, Александра Ивановича Синельникова и др. Увеличение грузопотока на Северо-Кавказской железнодорожной магистрали потребовало в 2002 г. электрификации участка от г. Волгограда до г. Сальска. В 2005 г. на ж/д ст. Гашун были удлинены подъездные пути. В 2014 г. интенсивно шло строительство второй железнодорожной ветки Волгоград – Сальск Северо-Кавказской магистрали, возводились производственные модули при железнодорожной станции, забор с шумовой изоляцией. Сделаны пешеходные переходы через железную дорогу, посадочные платформы, пандусы. Это дало возможность временного трудоустройства местных жителей. В кадровом составе бригад движенцев и путейцев произошло омоложение. Начальником вокзала стал Юрий Александрович Ионин, высшее образование в ВУЗах получили Сергей Викторович Ковалёв, Николай Викторович Нарыжный, Руслан Джалалутдинович Салваров и другие, у многих железнодорожников – средне-специальное образование. Р. Д. Салваров [11] Свой вклад в развитие железной дороги внесли Александр Васильевич Гаврилин, Дмитрий Игоревич Письменный, Александр Евгеньевич Харьковский, Иван Андреевич Шкурин, Сергей Михайлович Шкурин и др. Добросовестный труд многих из них поощрялся почётными грамотами, Благодарственными письмами, денежными премиями.
В ходе многочисленных реорганизаций в настоящее время ж/д ст. Гашун входит в состав Куберлевской дистанции пути ПЧ-27 Ростовского отделения ОАО Российских железных дорог, является структурном подразделением Ростовского отделения Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО РЖД, Сальской дистанции сигнализации ШЧ-12. В результате оптимизации производственных издержек была упразднены разъезды Весёлый и Сал, ж/д касса на станции Гашун, перестали делать на ней остановки пассажирские поезда, отменён пригородный поезд «Ростов – Ремонтная» и «Ремонтная – Ростов». Тем не менее, служение на железной дороге стало судьбой для Вадима Юрьевича Баклицкого, Евгения Вадимовича Баклицкого, Александра Николаевича Ольхового, Павла Васильевича Жеребятьева, Марины Николаевны Журба, Михаила Владимировича Колесникова, Андрея Анатольевича Коробцова, Светланы Сергеевны Коробцовой, Юрия Ивановича Куксова, Владимира Викторовича Мамаева, Надежды Ивановны Матчиной, Николая Николаевича Николаенко, Александра Николаевича Прусакова, Жанны Эдуардовны Скляровой, Сергея Павловича Супрунова и др. Бригада путейцев ст. Гашун обслуживает железнодорожное полотно, начиная с 244 км ж/д по 247 км ж/д. Территориально – это 2 км от р. Сал в сторону ст. Зимовники почти до регулируемого перезда на х. Власовский - автомагистраль Котельниково - Песчанокопское, х. Майкопский. 1-й участок железнодорожной магистрали включает раз-д Мелиоративный, ст. Семичную, ст. Ремонтную и ст. Гашун. Его служащие в 2023 г. заняли второе место в производственном соревновании лучших участков Северо-Кавказской железной дороги [11]. Таким образом, меняются эпохи, политический строй, поколения и династии, но верность выбранной профессии у железнодорожников маленькой, затерянной в Сальских степях станции Гашун сохраняется!
Бригада монтёров ж/д ст. Гашун [11] Железнодорожной станции Гашун наш зимовниковский поэт Александр Александрович Помещенко посвятил своё стихотворение, которое так и называется «Гашун ж/д»:
Подобно марево воде,
Дорога лентой жёлтой вьётся.
Наш островок Гашун ж/д
– В районе «Дружбою» зовётся [12].
Верста уходит за верстой,
Бормочет песенку водитель
И воздух, словно золотой,
Стоит над пашнями в зените.
Вот, как орлы, они парят
– Так люди в помыслах летают.
Здесь и Ростов, и Волгоград [13]
В одно мгновение бывают.
Ты мой причал и отчий дом,
Себе и мне приносишь славу.
Ты возвеличился трудом
И смотришь гордо вдаль по праву.
Гашун ж/д, Гашун ж/д
России виден ты везде.
На карте ты, и ты в душе,
Гашун ж/д, Гашун ж/д [14].
Источники и примечания:
1. Верста – старинная русская путевая мера длины, равная 500 саженям (в метрической системе – 1066,8 метра).
2. Архивная справка от 05.02.1975 № НАД/С–6 Сектора архивов Управления Северо-Кавказской ордена Ленина железной дороги.
3. Фоняков В. В., Гончаров М. А., Гонецкий В. Ф. Историко-краеведческие очерки о Зимовниковской земле и её людях. Край, где мы живём. – Волгодонск, 1998. С. 58.
4. ГАРО. Ф. 353. Оп. 1. Д. 728. Л. 59 об.
5. Информация м фото предоставлены Горбуновой (Клейновой) М. В., 2025.
6. Гонецкий В. Ф. Так ковалась победа //Степная новь, № 139. 27 ноября 1992 г. С. 2.
7. ГА РФ. Р – 7021. Оп. 40. Д. 849. Л. 207.
8. Гашунский сельский совет депутатов трудящихся Зимовниковского района Ростовской области. Похозяйственная книга ж/д ст. Гашун. Оп. № 1 – Л по оп. № 5. Связка 1. Начато: 1943 г. Окончено: 1945 г. на 119 листах.
9. Шевченко С. А. Наши истоки /История родного края. - Зимовники: ООО «Полиграфист», 2010. С. 77.
10. Сборник указов Президиума Верховного Совета СССР о награждениях орденами и медалями, 1954 г. С.14, 12, 13.
11. Информация и фото предоставлены Салваровым Р. Д., 2025.
12. 25 октября 1968 года в посёлке при ж/д станции Гашун был организован овцесовхоз «Дружба».
13. Поезда «Ростов - Волгоград» и «Волгоград - Краснодар» встречались и делали остановки на ж/д станции Гашун в одно и тоже время.
14. Стихотворения и тексты песен Александра Помещенко: [сайт]. URL: https://mcbzimovniki.ru/index.php (дата обращения: 31.08.2025).
Оставить комментарий