Главная По краю Донскому В.А.Дронов "30 МИФОВ О КАЗАЧЕСТВЕ" продолжение...
18.12.2025
Просмотров: 17, комментариев: 0

В.А.Дронов "30 МИФОВ О КАЗАЧЕСТВЕ" продолжение...

4. Миф: казаками могли стать выходцы из других сословий. Действительно, до второй половины XVII в. казачьи общины без ограничений принимали выходцев из других регионов.

Приходили свободные крестьяне, которые прибывали в Войско с намерением поступить в казаки. Запрещение казакам принимать и свободных, и помещичьих людей было издано в 1682 г. По границе поставили пропускные пункты и стали осматривать всех, идущих в Войско. Каждый казак дал в станичном правлении подписку — не скрывать беглых. Согласно Указу от 1743 г. в Донские городки были направлены старшины с заданием: всех беглых крестьян сыскать, допросить и вернуть прежним хозяевам в губернии, из которых сбежали. «И чтобы тех крестьян во всех городках и хуторах Войска Донского больше не принимать. Божией милостью Мы, Елисавета Первая и самодержица Всероссийская. 1748 г.»

Сотник Острогожского слободского полка Иван Голубин приобрёл у помещицы Скачковской крестьянина Ивана Наумова. Купленный кинулся в бега в Войско Донское, в ст. Гундоровской женился на казачьей вдове, прожил там 15 лет, прижил две дочери. Вердикт мудрой императрицы: «немедленно сыскать, отвезть к сотнику Голубину со всеми пожитками»22 . Казак Чёнка Чурюмов Среднего улуса 2-й сотни Калмыцкого округа (ст Эркетинская) укрыл беглых дезертиров из ст. Аксайской — Тимофея Семёнова со товарищи. Приставы факт выявили, судьи Калмыцкого правления присудили укрывателю штраф 200 руб. Сумма внушительная23 .

Окончательный запрет произощёл в 1811 г., когда казакам запретили выходить из казачества, а из других сословий нельзя было записываться в казаки. Попытки перейти в сословие оканчивались крахом. В начале XX в. крестьянин слободы Ильинка Сальского округа Денисенко захотел стать казаком, ставил четверти24 с водкой дымкой. А казаки опорожнят — и спустя неделю опять попытка, так и остался иногородним 25 . И было невдомёк претедентам, что каждый случай приёма наносил ущерб экономическому благополучию общины. В это время Дон поразила беда — малоземелье. Количество малолеток, которым следовало выделить пай, увеличивалось, а земля в ведении казачьего станичного общества небеспредельна. Каждый лишний пай уменьшал площадь для остальных казаков. Кто даст добро на приём новых членов общества?

В первые века истории казачества процесс образования семей был универсальным, казаки не смотрели на разрез глаз, скуластость избранниц. После XVII в. процедура заключения брака стала сугубо эндогамной — только в пределах социальной группы. В область преданий ушли браки с неказачками. Из Новочеркасска поступил запрет казакам выдавать своих дочерей, а казачьим вдовам выходить замуж за малороссиян, «равно как и брать у них девиц и вдов в замужество»26 . Атаман С. Д. Ефремов предписывал: «Чтобы казаки, как сами, так дети их, на беглых и из прочих великоросских жёнках и девках не женились, также бы и своих казачьих дочерей за великороссийских людей замуж не отдавали».

Каждый случай женитьбы на неказачке был предметом особого рассмотрения. Например, Акишевское станичное правление своим решением «О купленной у дочери полковника крестьянке казаком и женитьбе на ней» позволило казаку венчаться с крепостной27 . Атаман ст. Казанской (1909–1914 гг.) Кирилл Константинович Дронов женился на Феодосии Евсеевой — иногородней из х. Попова. Семья сноху не приняла, страма какая, казак, да ещё атаман, а женился на русской мужичке из гольтепы, и детей дразнить будут «тума». Родичи в гости не приглашали, не было Феодосье хода в отцовский дом в х. Лопатинском28 .

24 Четверть — около 2,5 литра. 25 Дронов В. А. Крестьянство Задонья. XIX – начало XX века / Сб. Шестнадцатые Константиновские краеведческие чтения им. Александра Кошманова. Ростов н/Д.: Альтаир, 2024. С. 138. 26 Марков К. Крестьяне на Дону / Сб. Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 13. Новочеркасск, 1915. С. 77. 27 ГАРО. Ф. 338. Оп. 2. Д. 150б. 28 Дронов В. А. Казачий Присуд. Волгодонск: ВПО, 2022. С. 39.

В «Положении об управлении Войском Донским» от 1835 г. окончательно устанавливался запрет на вступление в межсословные браки. Священниками было строго приказано не венчать казачьих жён и дочерей, выходивших замуж за малороссов и русских. Детей, родившихся от казачки и татарина, либо турка, презрительно называли «тумой», а «болдырями» детей казака и турчанки, татарки, калмычки. Лишь в 1869 г. вдовы и незамужние дочери казаков получили право выхода из войскового сословия, с обязательной последующей припиской к какому-либо крестьянскому обществу. Но если она выходила замуж за мужчину-неказака, то переставала числиться казачкой, чаще всего это означало переход в нищету. К концу XIX в. неказакам вступить в казачье общество стало делом практически невозможным.

5. Миф: в Войске Донском были демократические основы устройства казачьих обществ.

Много говорится об «исконной демократии» в Войске Донском. Первые два века существования донского казачества были по форме управления довольно демократичными. Выбирались атаманы, большинство решений принималось коллегиально. Однако до сих неизвестно — какое было соотношение демократических и авторитарных принципов в системе управления казачьих общин. Пока этот вопрос не исследован. Серьезные возражения вызывают попытки некоторых исследователей доказать, что уже в ранний период истории казаков на Дону существовала государственность в форме демократической республики. Увы, в неразвитых формах административного устройства до государственности казакам было далеко. Обстановка переменилась в начале XVIII в. Грабёж окружающих этносов стал невозможен. Российская держава превращалась в империю. Появилась необходимость трансформировать устройство донского казачества, поэтому царское правительство произвело ломку организационных основ казачьего общества. Дон ещё пытался отстаивать самостоятельность.

Из Москвы в 1630 г. был послан дворянин Иван Карамышев с новым Указом. Казаки выказали недовольство нарушением своих прав и царского посланника обезглавили. Из столицы ответ не задержался. Послы казачьи, прибывшие в Москву, — атаман Наум Васильев и 70 казаков были «все по городам рассажены и показнены, а иные перекованы, пометаны, в заключении помирали голодной смертью»29. Репрессии вынудили отступить от самостоятельности, Войско Донское, неоднократно отвергавшее присягу царям московским, в 1671 г. присягнуло Алексею Михайловичу «по крестоцеловальной записи». Казаки стали подданными царя. Правительство с 1862 по 1917 гг. упорно назначало на Дон атаманов из генералов, не знающих казачества — ни его традиций, ни истории донского края, донскими казаками они не были. Из тринадцати этих назначенцев только Павел Христофорович Граббе и Николай Александрович Краснокутский оставили о себе добрую память на Дону.

С тех пор вся Канцелярия определялись царским правительством, Войскового атамана именовать стали Наказным, то есть «по наказу». Заместитель председателя Войскового Круга полковник А. И. Бояринов писал: «Правительство не верило казакам и в своей двуличной политике дошло до абсурда. Донское войско, например, не могло без разрешения Петербурга построить мост через Дон и даже нанять сторожа для Областного Правления»30 . Уничтожение вольности на Дону произошло быстро и кроваво. Пётр I исключил из компетенции Войска право выбора походных атаманов, а затем было изъято присвоение чинов и право назначения на должности, вплоть до хорунжих. Казачья вольница прекратила своё существование. Земли были обращены в русские автономные провинции, выборность на уровне Войска уничтожена. Элементы демократического управления постепенно свёртывались. «Наставление» от 1797 г. лишило права свободно выбирать местных атаманов, это можно было делать только при получении заключения сыскного начальства о его годности для утверждения войсковым атаманом.

Правомерен вопрос: насколько была легитимна атаманская власть? Если исследовать с точки зрения легальности, то проблем не возникает, всё в рамках Свода законов Российской империи и его составной части — законов и подзаконных актов Области войска Донского. А признание легитимности атаманской власти населением Области? В выборах принимала участие уже не вся станица, казаки в

29 Сватиков С. Г. Россия и Дон. История донского казачества 1549—1917. Белград, 1924. С. 88. 30 Цит. по: Казачество. С. 88.

возрасте до 26 лет на сход не допускались, правом голоса владел лишь один казак от каждого хозяйства. «Курица не птица», соответственно женщины на круг хода не имели. Исключения сохранялись для вдов, потерявших мужей на войне, но они правом пользовались не часто, посылая за себя старшего сына. Не учитывалось мнение иногородних31, проживавших в хуторах и станицах. Прямое голосование в 1890 г. было и вовсе отменено, выбирать стали представители 10-ти, а то и 20-дворок, в густонаселённых станицах голосовал один казак от 30 дворов, что ограничило права станичного самоуправления, поскольку теперь подбирались туда «нужные люди». Станичный атаман избирался через выборщиков, после тайного голосования это решение подлежало утверждению (или не утверждению) окружным атаманом. Тот и вовсе был выборно-наказным, утверждался приказом. Полковник А. И. Бояринов констатировал: «Станичное самоуправление было фактически фикцией, так как на самом деле атаманы фактически являлись чиновниками по назначению»32 . Даже при выборах делегатов на Большой Войсковой Круг в августе 1918 г. механизм был сконструирован так, чтобы монополия на избирательное право сохранялась только за казачеством. Через плотное «сито» кандидатурам иных политических убеждений «просочиться» в состав Круга оказывалось почти невозможно. Отсюда вывод: «демократические основы выборности атаманов» — не более чем миф. О какой демократии можно говорить, когда в Уголовном кодексе (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных) от 1835 г. было записано: — отвлечение от веры наказывалось ссылкой до 10 лет, телесными наказаниями, клеймлением, — печатная и письменная критика христианства — ссылка и телесные наказания, — уклонение от крещения и от воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет. 31

К коренным крестьянам причислялись те, кто до реформы 1861 г., либо на протяжении двух поколений и дольше проживали на данном месте, иногородние крестьяне — остальные пришлые поселенцы. 32 Казачество. С. 89. «За религиозное инакомыслие и непокорность власти» казак ст. Верхне-Курмоярской, первый донской писатель есаул Евлампий Никифорович Кательников был на 6 месяцев заключён в тюрьму. Затем на 28 лет упекли в тюрьму Соловецкого монастыря, где он и умер. Полковник лейб-гвардии казачьего полка Евграф Осипович Грузинов выступил против попыток превратить казачество в полицейскую силу власти. Его обвинили в намерении ликвидировать в России монархический строй, в 1800 г. в Черкасске был приговорён к наказанию кнутом. «После оной изверг Грузинов через 2 часа лишился жизни». Брата Петра били кнутом, вырвали ноздри, и «наложили знаки». Оба были героями Очакова и Измаила, кавалерами высшей награды России — ордена Св. Георгия. Оба скончались после экзекуции, похоронены в Черкасске. Отрубили головы дяде Грузинова войсковому старшине Афанасьеву, а также казакам Касмынину, Попову и Колесникову. Кара их настигла всего лишь за недонесение. За поэму «Иван Чига» донского поэта Никандра Васильевича Чеснокова посадили в крепость. Историк Василий Дмитриевич Сухоруков стал распространять «крамольные идеи», за что был арестован с запретом продолжать исследовательскую работу, с изъятием всех его рукописей и записок. Попал под суд и умер в опале за «мечтательные мысли» Донской атаман Алексей Иванович Иловайский. Даже среди служащих Войсковой Канцелярии обнаружили крамолу. Она и состояла-то в строчках: При Царице Ели паляницы33 , А у царя Нет и сухаря… И больше ничего! Зато 10 служащим урезали ноздри, поставили клейма и после битья кнутом на Черкасском майдане отправили в Сибирь. Священнику, на квартире которого жили канцеляристы, изуродовали обличье и сослали туда же.

Свобода слова истолковывалась весьма и весьма оригинально. В «Наставлении» от 1797 г. станичным правлениям было предписано: «Чтобы по насылаемым от высшего начальства повелениям никто не смел на сборах в противоречие кричать, а ежели кто на это отважится,

33 Паляница — каравай, коврига белого хлеба

. таковых станищному атаману и старикам, не выходя со сбора, на страх другим, плетьми»34. Ежели какой казак осмелился вне Круга обсуждать его решения, то офицер или урядник был вправе на месте наказать виновного нагайкой, доложив об этом атаману35. Наказания плетьми вплоть до начала XX в. было универсально-распространённым и привычным.

Ещё жёстче было обращение с донскими крестьянами. Их восстания подавлялись твёрдо и решительно. На территории нынешних Дубовского, Зимовниковского, Мартыновского и Орловского районов в 1818–1820 гг. началась череда крестьянских волнений. Восстание крестьян в сл. Мартыновке, 1820 Они жестоко были подавлены, из общего числа участвовавших в движении, кнутом были наказаны 76%, розги получили 3 %, 17 % выслано в Сибирь36 .

В 1848 г. вышел указ Мигулинского правления «О запрещении крестьянам ябедных прошений»37 . Даже жаловаться — не моги. Учредили строгую цензуру. Усть-Медведицкое правление определило «Списки запрещённым книгам и дозволенным с исключением

34 Казачий словарь-справочник. Т. 2. / Сост. Губарев Г. В. Сан-Ансельмо. США, 1968. С. 243. 35 Новак Л., Фрадкина Н. Как у нас-то было на Тихом Дону. С.17. 36 Игнатович И. Крестьянское движение на Дону в 1820 г. М.: Соцэкгиз, 1937. С. 159. 37 ГАРО. Ф. 338. Оп. 2. Д. 931.

некоторых». В газете «Приазовский край» отмечалось: «Цензором обоих ростовских изданий назначен был ростовский полицмейстер С-ов. Со статьями местного обличительного характера он поступал самым решительным образом: зачёркивал все. По поводу заметки в местной хронике о том, что в городском саду был ограблен какой-то посетитель, С-ов вызвал издателя и репортера Р-ва и объявил им, что сообщённое — ложь, и если в будущем газета будет преподносить ему такие огорчения, то он распорядится посадить авторов в клоповник впредь до выяснения истины путём полицейского дознания»38 . В газете «Донские областные ведомости» была помещена заметка о возобновлении в Области заболеваний чумой. Войсковой атаман генерал-лейтенант В. И. Покотило приказал: редактора уволить — с арестом в Новочеркасской гауптвахте на 7 суток. В ст. Константиновской разрешили деятельность общественного Собрания (прообраз Дома культуры). Весь репертуар, афиши пьес — только после утверждения Главного управления по делам печати. На каждый спектакль или представление организаторы должны бронировать кресло для представителя полиции. Мнение казаков в государственных органах страны не учитывалось. Даже в Государственной Думе казаков не слушали. Их депутаты внесли 12 предложений на рассмотрение заседаний, и ни одно не прошло, а половина — даже не обсуждалась. Утверждение о широких демократических традициях самоуправления, бытовавших в Области войска Донского, противоречит историческим фактам. Демократия в Войске — это не более как мифологема, не знание сути предмета, а миф, в который хочется верить.

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031