Интервью
- Самая большая опасность – это «мертвые» поселки
- Пояс чемпиона мира приедет в Волгодонск
- Какой станет местная власть
- Главный документ гражданина России
- Пришел опытный и настойчивый сыщик
- Жду встречи с боксером, победа над которым принесет звание чемпиона мира
- ЭДИК АРУТЮНЯН: Я ВОЗГЛАВИЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КЛУБОВ РОССИИ
- На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…
фотогалерея
«Я пришел дать вам волю»…
Мне давно хотелось побывать в Кагальницком городке. Тем более, что находится он рядом, в Константиновском районе. Недавно в станице Ведерниковской на крутом берегу Дона, по инициативе любителя старины Александра Кошманова и казаков, поставили правосланый крест и красный камень, на котором, якобы, любил сидеть и думать Степан Разин. Правда, камень этот не из разинских времен. Тот, настоящий, уже давно скатился с высокого обрыва, но какое это имеет значения для нашего времени, когда история сплошь и рядом переписывается, факты передергиваются, оценки меняются?…
Иногда мне, кажется, что история России в большей своей части и не история вовсе, а сплошная литература. Политики и писатели, поэты и музыканты, государственные деятели и даже историки в оценках того или иного факта, события, личности, исходят из идеологии, господствующей на данный политический момент. Например, большевики считали Разина борцом за свободу. Но, когда в 1921 году крестьяне Тамбовской губернии подняли бунт против советской власти, (по тем же причинам, какие были и у Степана Разина), то красный командир Тухаческий, о демокритизме которого с пеной у рта, рассуждают известные телеведущие, расстрелял 50 тысяч человек, в том числе и детей. Он даже писал: «без расстрелов ничего не получается. Расстрелы в одном селении на другое не действуют, пока в них не будет проведена такая же мера».
У нас в Волгодонске на выходе из судоходного канала стоит деревянная скульптура Степана Разина со товарищи, как символ первого восстания против царского режима. Однако, до сих пор некоторые из нас считают эту скульпьтуру памятником бандиту. Это схоже с оценкой, высказанной дворянским писателем А.П. Сумароковым в1774 году: «Разиным и разинцами движут кравожадная страсть к разгулу, жажда обогащения, погоня за «дуваном» «зипунами».
А вот Александр Сергеевич Пушкин отзывался о Разине « как о единственном поэтическом лице русской истории». С легкой руки нашего гения писатели и поэты драматурги и музыканты стали видеть в Разине романтическую фигуру: ( « И звенят, звенят, звенят запясться, затонуло степаново счастье»! Это Марина Цветаева. Читать с выделением буквы «з»- авт.). Да и заголовок моей публикации носит название романа Василия Шукшина. Впрочем, не будь «Капитанской дочки» Пушкина, что знали бы мы о Емельяне Пугачеве? Или песен «Есть на Волге «Утес» и « Свадьба» («Из-за острова на стрежень»), созданных, кстати, уже уже в 19 веке. Как из небольшого ручейка вырастают могучие реки Волга и Дон, так из исторических фактов вырастают гениальные романы и повести, картины и оперы…
История Кагальницкого городка скупа.
Первое известное упоминание содержится в московской росписи городков 1596 года. За 70 лет до бунта Разина. Жило здесь 30 казаков. Еще раньше место это считалось становищем Мамая, он даже насыал три кургана, из существовавших 5-8. А.Г. Попов утверждал на основании преданий, что Ермак Тимофеевич был «Кагальницкой станицы старшиной»… Кстати, некоторые источники, в основном, местные жители утверждают, что и сам Степан Разин был родом из Кагальницкой станицы, а не Зимовейской или Черкасска, как утвержают официальные источники. Об этом люди говорили в 1821 году. В 1667 году Степан Разин стал походным атаманом крупного отряда « голутвенных « казаков , с которым и соверши поход за «зипунами» на берега Каспийского моря и в Персию. Добыча была богатой и войско, возвратившись на Дон, обосновалось в Кагальницком городке. В 1669 году войско насчитывало 1,5 тысячи . «Писали великому государю. Из Астрахани боярин и воевода князь Иван Сесеменович Прозоровский с товарищами: И Стенька, де товарищи из Пятиизбского городка поехал вниз Доном рекою стругами и пришел, де в Кагальницкий городок и жил в том городке 6 дней. И отыскал де, он Стенька, ниже того городка с версту остров, и на том острову зделали земляне избы… А ево де, Стенькины казаки живут вместе, и никово он де, Стенька товарищев своих от себя не отпукает, держит у себя их в крепости…» …По известному казачьему обычаю, Разин заложил на Дону, на острове, земляной городок-Кагальник. Островок тот в три версты длиной, неширокий…» « И стало на Дону два атамана» в Черкасске сидел Корней Яковлев, в Кагальнике-Степан Тимофеевич, батюшка, скрепитель всех, у кого тяжелая русскамя жизнь-в великой мукой активности своей больно придавила, а как попросту обобрала, покарала и вынудила на побег… Заложили разинский городок. Копали землянки (неглубокие, в три –четыре бревна над землей, с пологими скатами, обложили пластами дерна, с трубами в верхнем ряду, рубили засеки по краям острова… В стенах вырубались бойни, печуры для ближнего боя; вдоль засек возводились раскаты(возвышенности), на них устанавливались пушки. Там и здесь по острову пылали горны походных кузниц. Ковались сабли, багры, остроги, ядра. Тульские и московские и других городов мастеровые правили на точилах сабли, ножи, копья, …вырубали зубила, каменны6е ядра для пушек, шлифовали их крупнозерным песком…»…
Таким представил Кагальницкий городок Василий Шукшин в своем романе «Я пришел дать вам волю». Правда, в самом городке он не бывал.
Ведь до сих пор идут споры: где же находился разинский Кагальник?
На левом или на правом берегах реки, на островах ли?. В районе Ведерников или Бабской? Какое отношение к нему имеет станица Богоявленскоая и хутор Кастырский? Короче, сейчас станицы Кагальницкой, как таковой, не существует. Есть хутор Упраздно-Кагальницкий, есть Задоно-Кагальницкая станица на левом берегу. В данной публикации нет смысла пересказывать все нынешние споры и версии археологов и историков о подлинном местонахождении городка.
…Еще за полгода до своего путешествия мы с редактором «Романовского вестника» Валерием Пестраковичем попросили Марию Золотареву- редактора Константиновской газеты, организовать нам посещение городка. Проводниками нашими стали Константин Иванович и Иван Сидорович Терентьев.
Начали с хутора Кастырского. - Кастырить,-значит не повиноваться,- обясняет нам Иван Сидорович. Хутор возник уже после разинского восстания, на возвышенности. А первым был хутор Сибирьки, гда Разин прожил 6 дней и только потом основал свой городк. Сейчас на месте Сибирьков тольо ямы да бугры. Рядом, заросшая камышом река Кагальник.По нему первые уроженцы этих мест сплавляли с Дона бревна для домов. В самом Кастырном был построен один дом из разинских остатков купцом Владимировым. Сейчас этого дома нет. От Сибирьков берет начало прямой, как калмыцкая стрела, рукотворный канал Рачный. Вот в этом треугольнике: канал Рачный, река Кагальник и река Дон, и находилсяч Кагальницкий городок. -Сейчас здесь «пустыня», выражается Иван Сидорович Теретьев.
Личность интересная. В 1942 году ему было семь лет, когда немцы сожгли его хутор Кастырный. Мальчикас домочадцами чудом не увезли на работы вГерманию. Вот после этого он убежал на Дон, к деду. Там, в зарослях ивняка, вековых деревьев жило «40 дезертиров из местных казаков. Так вот, у костерка вечерами они вели разгооры на «исторические « темы. Про Степана Разина, про Кагальницкий городок, в котором они скрываются и сегодня, про Никоновсий раскол. ..Разговоры запали в душу пареньку и он всю свою жизнь интересовался историей разинского восстания и Кагальницким городком.
Скажу честно, если бы не наши проводники, то городок практически найти невозможно. …Степная дорога от хутора Кастырского ведет нас к Дону. - Поверни здесь налево»,- говорит Иван Сидорович. - Да, тут и тропы нет. -Есть, она незаметна. Действительно, еле заметная тропка ведет нас в вглубь чащи и выводит на большую поляну. По ее краям на расстоянии 300 - 400 м. на восток, юг и запад, и на километры на северо-запад растут деревья и кустарники. Кругом разноцветье трав. Таких полян, я на Дону видел десятки.
-Вот и городок-объявляет Иван Сидорович. Так торжественно и уверенно, что сомнений возникнуть не должно ни у кого. Признаков городка, честно говоря, здесь- кот наплакал. Хотя, постойте…Тут и там чернела земля. Это следы, так называемых, черных археологов, которые ищут «предметы старины». Они нынче в большой цене. Мы тоже покопали немного и нашли несколько черепков с орнаментом, зуб лошади, замечательный огромный кованый крючок, железные изделия, непонятно для чего Крючок, мне на память не дали : « в музей сдадим». Словом, следы прошлого имеются. - Дайте мне денег,- говорит Иван Сидорович,- и я сделаю здесь туристический цент.
Вот тут недалеко пионерский лагерь был. Заброшен. А ведь для лагерей казачьих кадетов места лучше не найдешь. А балка Широкая, хотя ее трудно назвать балкой лощину в диаметре до двух километров. Тут казачьи выездки дедать в можно. А сейчас что? Пустыня… Почему-то ему очень нравится это сравнение.
Восстание Степана Разина датируется 1669-1671 годами. А Кагальницкий городок стал центром этого восстания. Почему именно его избрал Степан Разин? Близко к Черкасску-официальной столице Войска Донского? Да. Городок был почти неприступен? Да, вода с четырех сторон служила естесттвенной преградой для непрошенных гостей. Тот же Иван Сидорович помнит многокилометровые разливы Дона и Кагальника. Здесь река делает крутой изгиб - Дон идет на запад, потом резко на север, затем на юг и снова на запад. На протяжении одной мили. Прекрасное место, чтобы выскочить на стругах неожиданно наперерез купеческим судам, пограбить их и снова вернуться в городок. Лошадей добывали тоже легко. На высоком правом берегу стояла вышка. Дежурный казак увидит столбы пыли и предупреждает: табун идет. Тут был песчаный плес, куда калмыки спускали табуны для переправы через Дон. Лошадей сносило течением до Каменного плеса, где их уже ждали разинцы. Это весомые аргументы в пользу Кагальника, как базы Разина.
Но таких мест на Дону не один десяток. На любой взгляд, движение Разина не стало бы массовым, если бы в нем не была заложена идея. Идея: «я пришел дать вам волю», безусловно, основная. Она увлекла лодырей и пьяниц, она давала возможность голуытьбенным казакам приобрести достаток, беглым давала свободу…. Конечно, в том понимании свободы: » куда захоче - туда и скаче, никто не заплаче»…
Этот девиз, по мнению Ивана Сидоровича, и был знаменем движения для разинцев. Но не только. На мой взгляд, объединяющей идеей была и религиозная. Дело в том, что большинство станиц этой местности не приняли реформу Никона. Даже сейчас нет, да нет, но в разговорах проскальзывает: в станице Богоявленской или в Вислах живут староверы. Казаки, в большинстве своем темные и невежественные люди, могли до живота отстаивать свое право на двуперстное знамение и т.п. Кстати, наш писатель Марк Афанасьев считал, что причиной разинского восстания послужил никоновский раскол. И, если Разин, родился в станице Кагальницкой, то он прекрасно понимал, что в своей борьбе найдет опору среди местных казаков. Вот почему и выбрал для своей базы Кагальницкий городок.
Эта верия притянута за уши, скажет иной знаток истории. Но на свете много чудес. А как вот это: нынешний серьезный историк казачества вам скажет, что Шолохов родился не в 1905 году, а в 1901, что не в хуторе Каргинском, а в станице Еланской, что он и не Шолохов вовсе, а по отцу Кузнецов. А потребовалась эта фальшификация для того, чтобы Шолохова освободить от расстрела по малолетству, то ли красными, то ли белыми.
Возвратимся на три с половиной века назад. Зачем в прелестных письмах Разина говорилось, что патриарх Никон в войске, что царевич Алексей тоже в рядах разинцев.? Степан, то истово молился, то говорил, что церковь не нужа вовсе.. Да и воевал он не столько с царем, сколько с боярами, да казенными людьми…Из рабов он делал свободных людей, а их свободных- рабов. Вот и романтическая фигура русской истории. Здесь все казачество: воля для себя, закон для себя, право для себя… Поход на Москву завершился тем, что домовитые казаки во главе с атаманом Яковлевым пленили Разина. А городок сожгли. Дотла. Благо, камыша да леса здесь вдоволь… Сейчас здесь степная пустыня..
Виктор Черкасов, редактор газеты «Вечерний Волгодонск».
Очень интересный рассказ. Спасибо, прочитал с удовольствием. В исторических местах живем так сказать. По весне обязательно побываю в тех краях.
Оставить комментарий