Интервью
- Самая большая опасность – это «мертвые» поселки
- Пояс чемпиона мира приедет в Волгодонск
- Какой станет местная власть
- Главный документ гражданина России
- Пришел опытный и настойчивый сыщик
- Жду встречи с боксером, победа над которым принесет звание чемпиона мира
- ЭДИК АРУТЮНЯН: Я ВОЗГЛАВИЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КЛУБОВ РОССИИ
- На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…
фотогалерея
А в Грузию дорога закрыта!?
14 ноября в новой части города, на улице Главной, у братской могилы воинов Великой Отечественной войны, собрались на митинг турки – месхетинцы, живущие в нашем городе и соседних районах: Волгодонском, Мартыновском, Семикаракорском…
Поводом для митинга стала памятная дата 68-летней давности.
За горами Кавказа находится историческая родина турок-месхетинцев - Месхетия, где некогда жил трудолюбивый народ… Ночью, 15 ноября 1944 года, на юге Грузии, в Месхети, началась засекреченная спецоперация по депортации местного мусульманского населения. Советские власти пригнали в регион части НКВД и армии. Из 220 сел были выселены и перевезены в республики Средней Азии, по разным данным, от 125 до 144 тысяч детей, женщин, стариков. В то время мужская половина населения находилась на фронте, защищала страну от фашистов. Выселенных везли в армейских грузовиках и товарных вагонах для скота. Несколько тысяч человек погибли в дороге от голода и болезней. Так из советской республики были увезены на чужбину месхетинские турки.
Вот уже 68 лет они хотят, но не могут вернуться на историческую родину. Несмотря на десятилетия жизни вдали от Грузии, месхетинские турки не перестают стремиться вернуться в места исторического проживания. После смерти Сталина, когда над ними сняли надзор в Средней Азии, депортированные начали борьбу за возвращение в Грузию. Но многих вернувшихся выселяли вновь.
По-существу, мало что изменилось и сегодня. Поэтому месхетинцы вновь и вновь привлекают внимание к проблеме.
Участник митинга Халит Репатов не жалуется на свою судьбу, он работает методистом в отделе образования Мартыновского района, но мечтает о возвращении: - Многие наши соотечественники работают в школах и больницах, но большая их часть занимается земледелием. В Мартыновском районе нас около десяти тысяч. Отношения с властью хорошие, разногласий нет, но у каждого в душе живет надежда вернуться на родину, - говорит Халит. - Мало того, что нам не открывают двери грузинского дома, так даже и не собираются этого делать в ближайшем будущем. Ладно, был «коммунистический, тоталитарный режим», который выселял, но сегодня, когда Грузия стала свободным государством, что сегодня мешает грузинским демократам открыть двери перед соотечественниками?
- Мы прижились на донской земле: наши дети получают здесь образование, мы выращиваем овощи, разводим скот, - продолжает разговор Исрафиль Джавахов - исполняющий обязанности председателя международной общественной организации «Ватан».
- Сабир Джавахов в поселке Донском Волгодонского района начинал с 25 голов овец, сегодня в отаре их уже полтысячи. Мы умеем трудиться на земле. В Грузии говорят, что на нашей земле обетованной давно поселились армяне и грузины. Мол, не выселять же их? Нет, выселять никого не надо. Месхетинцев выселили из 220 сел, сегодня более восьмидесяти из них пустует, земля заброшена. Так что дело не в земле, а в добром желании, которого нет в правительстве Грузии.
Шеварнадзе ушел, Саакашвили это было совершенно не нужно. В принятом законе о репатриации ничего не сказано о возможности признания депортированных жертвами политических репрессий. Критерии получения статуса репатрианта жестки и туманны. Когда грузинским властям не понравилась настойчивая деятельность Сулеймана Барбакадзе на посту председателя организации «Ватан», они легко нашли причину, чтобы посадить его за решетку на 11 лет!
Мы требуем дать ему свободу!
-17 тысяч месхетинских турок погибли в период депортации, а ведь более сорока тысяч наших соотечественников защищали Родину в Великую Отечественную войну, девятерым присвоено звание Героя СССР, - с горечью вспоминает участник митинга учитель-пенсионер Халит Таипов из хутора Малый Мечетной Семикаракорского района.
– Мой дядя – Азиз Башатов был в самом пекле боев, отважно выполнял задания в разведке и рассказывал о том, что пережил на войне. Он тоже удостоен высочайшей награды Героя, очень жаль, что посмертно. В Миллеровском районе, где дядя жил последнее время, установлен бюст Герою – месхетинцу.
Глава Семикаракорского района, где живу я, уважительно относится к моим соотечественникам, ведь народ наш трудолюбивый. Куда ни гнала нас горькая судьба, везде выживали, а начинать приходилось везде с нуля. Когда в1989 году в Узбекистане начались массовые погромы депортированных, мы во второй раз стали беженцами. Нас переправляли в Россию, Казахстан, Азербайджан, Украину. А в Грузию в очередной раз дорога оказалась закрытой... Заново строили дома в Узбекистане, потом в Чечне, там похоронил отца, затем – в Азербайджане, там ушла из жизни мама. С дочкой разлучились, ей пришлось уехать в Америку из Краснодарского края. А мы хоть и прижились на гостеприимной донской земле, но хотим иметь право возвратиться на родину. Такое право получили крымские татары. Только один наш народ живет без Родины!
Переселение оставило огромный след в памяти месхетинцев. Они не утратили свои традиции и обряды. Не меняют религиозные убеждения, национальность и любовь к истории своего прошлого. Как и все нации, они имеют право на признание и уважение исторической самобытности.
А в Грузию, в очередной раз, дорога оказалась для них закрытой...
Лидия ЗУБКОВА. Фото Александра ТИХОНОВА
а почему турки уничтожили месхов?
Оставить комментарий