Главная Политика Черноморский флот: от Гибралтара до Сокотры
09.03.2014
Просмотров: 1504, комментариев: 2

Черноморский флот: от Гибралтара до Сокотры

Черное море является зоной жизненно важных интересов России.

На черноморском побережье находится Краснодарский край, а на побережье Азовского моря — Ростовская область. Здесь расположен крупнейший в России Новороссийский морской торговый порт, который к тому же является незамерзающим, и ряд других портов (Азов, Анапа, Геленджик, Ейск, Кавказ, Ростов-на-Дону, Сочи, Таганрог, Тамань, Темрюк и Туапсе). В 2013 г. грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 174,4 млн тонн (около 30% от общероссийского), в том числе грузооборот порта Новороссийск — 112.6 млн тонн (19% от общероссийского).

На черноморском побережье расположены страны, отношения с которыми имеют особое значение для России, — прежде всего, Украина и Грузия.

В интересах России — недопущение дестабилизации обстановки в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. Через Черное море, Босфор и Дарданеллы лежит кратчайший путь из России в Средиземное море и через него в Индийский океан, стратегически важный как с экономической, так и с военно-политической точки зрения. Перекрытие Черного моря перерезает стратегическую коммуникацию, существенно затрудняет морскую торговлю и военно-морскую деятельность. Необходимость обеспечения военно-морского присутствия России в Средиземном море стала понятна, в том числе, после событий в Сирии.

Это было закреплено в решении о создании оперативного соединения, которое будет на постоянной основе решать задачи в Средиземном море, а также в Атлантическояться на ротационной основе Северным, Балтийским, Черноморским и даже Тихоокеанским флотами.

В любом случае именно Черноморский флот будет являться тылом для средиземноморского оперативного формирования российского флота, играть ключевую роль в обеспечении его деятельности, предоставляя корабли, судоремонтные мощности, пункты базирования, учебную базу и т. д.

К сожалению, корабельный состав Черноморского флота не соответствует возлагаемым на него задачам. Его основу составляют немногочисленные стареющие корабли «советского наследия»: после 1990 г. флот не получил ни одного нового корабля 1-го — 2-го ранга. Сейчас в его составе числится одна неатомная подводная лодка (Б-871 «Алроса», введена в строй в 1990 г.), один ракетный крейсер (ГРКР «Москва», 1982 г.), три сторожевых корабля (вступление в строй в 1969—1980 гг.), семь больших десантных кораблей (вступление в строй 1966—1990 гг.).

Для сравнения, флот контролирующей проливы и являющейся членом НАТО Турции существенно превосходит по своему корабельному составу Черноморский флот России, что создает прямую угрозу балансу сил в регионе и национальной безопасности России. Основу турецкого флота составляют 16 фрегатов, в том числе четыре сравнительно новых корабля типа Barbaros, восемь корветов, включая два новых корабля типа Ada, и четырнадцать неатомных подводных лодок (половина из них введена в строй после 1994 г.). В перспективе турецкий флот должен пополниться 6 новыми корветами, 4 фрегатами, 6 подлодками и одним или несколькими универсальными десантными кораблями.

Черноморский флот: от Гибралтара до Сокотры

В ближайшем будущем эту ситуацию необходимо переломить. Сейчас для Черноморского флота идет строительство шести новых подводных лодок пр.636.3 и шести фрегатов пр.11356. Также планируется пополнение флота семью боевыми катерами различного предназначения, самолетами Су-24 М. Возможно, флот получит и малые артиллерийские и ракетные корабли пр. 21630/21631, новые морские и рейдовые тральщики. По крайней мере, об этом упоминал командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Федотенков. Существует и гипотетическая возможность, что Черноморский флот получит один из универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». Этого недостаточно не только для обеспечения эффективной деятельности постоянного оперативного формирования в Средиземном море, но и для обеспечения баланса сил в Черном море. Но, учитывая необходимость обновления и других флотов, шесть фрегатов и шесть подлодок в ближайшей перспективе являются необходимым минимумом для Черноморского флота. После этого, при появлении возможности, необходимо дальнейшее усиление флота новыми кораблями 1-го и 2-го рангов, подводными лодками, вспомогательными судами, другими силами и средствами.

Но для функционирования флота новых кораблей недостаточно. Необходима развитая береговая инфраструктура. Сейчас в рамках соответствующей федеральной целевой программы ведется активное развитие Новороссийской военно-морской базы, которая должна обеспечить всепогодное базирование кораблей и подводных лодок, в том числе новых. Кроме того, там планируется создание судоремонтных мощностей и учебной базы флота.

Тем не менее, Севастополь остается на обозримую перспективу основным пунктом базирования для Черноморского флота. Новороссийская военно-морская база даже после успешной реализации всех мер по ее развитию сможет лишь дополнить, но не заменить базу в Севастополе. Севастопольские бухты гораздо удобнее для базирования кораблей по сравнению с Новороссийской бухтой, знаменитой своей регулярной и разрушительной борой.

Таким образом, мощный Черноморский флот России необходим. В списке приоритетов он уступает только Северному и Тихоокеанскому флоту и более значим, нежели Балтийский флот и Каспийская флотилия. Флоту необходимо достаточное количество современных кораблей, а также сохранение и модернизация основных пунктов базирования, в том числе Севастополя. Развитие Черноморского флота должно быть одним из ключевых направлений российской военной политики.

Автор Прохор Тебин http://defendingrussia.ru

Комментарии

По кораблям мы никогда не догоним силы Нато, поэтому нужно больше развивать ракетную технику с разделяющими головками и побольше!

Гость
09.03.2014, 08:50

Догонять не надо -надо иметь достаточное количество новых кораблей с современным вооружением.

адмирал
09.03.2014, 08:54

Оставить комментарий

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930