Интервью
- Самая большая опасность – это «мертвые» поселки
- Пояс чемпиона мира приедет в Волгодонск
- Какой станет местная власть
- Главный документ гражданина России
- Пришел опытный и настойчивый сыщик
- Жду встречи с боксером, победа над которым принесет звание чемпиона мира
- ЭДИК АРУТЮНЯН: Я ВОЗГЛАВИЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КЛУБОВ РОССИИ
- На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…
фотогалерея
Ирина Багаева: "НЕБОЖИТЕЛЬ"
Пожалуй, писать о любимом Алексее Григорьевиче Скавронском, мне непросто. Потому что, хочется вспомнить о нём как о потрясающем человеке. О высочайшем профессионализме, выдающемся пианизме напишут его коллеги-пианисты.
Алексей Григорьевич – человек светлый, интеллигентный, отзывчивый, добрый, внимательный… Весь его облик, внутренний мир, манера общения, ЕГО МУЗЫКА – всё это давало нам право называть его НЕБОЖИТЕЛЕМ.
Немало написано о роли А.Скавронского в музыкальной жизни Кисловодска, Ростова-на-Дону, Вологды, Магнитогорска, Уфы, Саратова, Краснодара, а вот о Волгодонске нет. Постараюсь восполнить этот пробел. Ведь Алексей Григорьевич сыграл значимую роль в том, что небольшой провинциальный город Волгодонск стал одним из музыкальных центров России, а юные волгодонцы смогли получить образование в музыкальных ВУЗах Москвы, Ростова-на-Дону, Астрахани, Германии…
История моего знакомства с Алексеем Григорьевичем, а в дальнейшем и большой дружбы, началась в 90-е годы прошлого века. Было это в Самаре, где проходил фортепианный конкурс им. Дм.Кабалевского. В то время я работала директором детской музыкальной школы № 1 небольшого провинциального городка Волгодонска в Ростовской области. На конкурс в Самару мы приехали с талантливой 8-летней девочкой Дашей со звучной фамилией Музыка (преп. засл. работник культуры РФ Е.А.Воробьёва).
Даша оказалась самой юной участницей. Несмотря на юный возраст Даша прекрасно отыграла программу I-го тура, но в кулуарах педагоги говорили: «Да, хорошая девочка, но пусть подрастёт и приезжает на следующий конкурс…».
Но Дашу пропустили в финал. Безусловно, своё «слово» сказал председатель жюри А.Г.Скавронский. Будучи признанным музыкантом, он безошибочно ощущал настоящую одарённость в детях (а не хорошую педагогическую обученность), в чём я неоднократно убеждалась в дальнейшем. Можно перечислить немало волгодонцев, которых святой поцелуй в чело Мастера-Скавронского благословил в прекрасный мир музыки: Антон Семёнов, Александра Солёная, Дарья Музыка, Анастасия Орлова, Мария Шломина, Ирина Шевченко, Анжелика Дрягунова…
Но, вернёмся в Самару. II-й тур конкурса, три части Концерта №3 Кабалевского. Даше 8 лет и симфонический оркестр она «живьём» никогда не слышала, да и многие инструменты никогда не видела. Дома концерт репетировала «под пластинку». Мы ходим по сцене (музыканты отдыхали) и Даша, показывая на кларнет, фагот, валторну, спрашивала: «А это какой инструмент? А этот?». Прошла репетиция, дирижёр как положено спрашивает о темпах, Даша говорит «А может оркестр играть побыстрее?».
И вот II-й тур. Темп великолепный, Даша и оркестр играют вдохновенно, в зале ощущается одобрение, но вдруг… Даша не вступает в нужном месте. Дирижёр останавливает оркестр и показывает 8-летней Даше партитуру и место, откуда надо продолжить выступление. Мы с педагогом в обморочном состоянии, не представляем что будет дальше… И тут, с балкона (!) филармонии, где находилось жюри, буквально «несётся» председатель Скавронский, «влетает» на сцену, что-то коротко говорит дирижёру и Даше… Оркестр (на конкурсе!) начинает Концерт сначала.
Концерт исполнен блестяще! Конечно, конкурс детский, но так трепетно, так неравнодушно к детям мог относится именно Алексей Григорьевич. Все гадали, что же произошло, а Даша после выступления с детской непосредственностью, и не имея никакого опыта выступления с оркестром, заявила: «Какой плохой флейтист, я ждала-ждала его тему, чтобы вступить, а он не сыграл…».
Меня вызвали в оргкомитет – что-то по документам, и там был Алексей Григорьевич. Его добрый взгляд, его слова: «Так это вы из Волгодонска?». И мы познакомились. Для меня он сразу стал «НЕБОЖИТЕЛЕМ», и, конечно же, не потому, что жюри в Самарской филармонии находилось на балконе… И, конечно, детский конкурс это не конкурс Чайковского, и Даша стала лауреатом I-й премии. Эта первая, столь необычная, победа Даши была благословлена Алексеем Григорьевичем. Даша же не «подвела» - стала лауреатом ещё 15 российских и международных конкурсов.
Дальнейшее общение с Алексеем Григорьевичем происходило в Пятигорске на конкурсе юных пианистов им. Сафонова, где А.Г.Скавронский также был председателем жюри. Состав участников конкурса был сильным – много талантливых детей, играли они по-разному: одни технически безукоризненно, другие «не стерильно», но так вдохновенно… Решение жюри во главе со Скавронским было «соломоново» - отмечены были все талантливые дети, в том числе и из Волгодонска. Через год мы снова участвовали в конкурсе им.Сафонова. И вновь жюри при подведении итогов было очень объективным, а на «круглом столе» состоялся профессиональный разговор о детской музыкальной педагогике. Эту атмосферу в работе жюри создавал именно Скавронский. Волгодонцы настолько были «влюблены» в членов жюри конкурса им. Сафонова (А.Г.Скавронский, А.Г.Севидов, Л.И.Шугом, А.Б.Диев, И.С.Бендицкий), что созрел фантастический план: организовать в Волгодонске детский фортепианный конкурс, назвать его «Вдохновение» и пригласить в жюри всех членов жюри конкурса им. Сафонова…
Подошли к Алексею Григорьевичу на «ватных» ногах (а вдруг откажет?), рассказали о планах… Алексей Григорьевич сразу же сказал: «А что, почему бы и нет, вот надо спросить у «ребят» (членов жюри) – как они, а я «за». Представляете, какая восторженная буря была у нас в душе, но и опасения – а справимся ли?
И вот главная история, рождавшаяся на наших глазах: «Алексей Скавронский и Волгодонск».
1996 год – I-й Российский конкурс юных пианистов «Вдохновение». Председатель жюри конкурса – народный артист России Алексей Скавронский. В жюри А.Г.Севидов, Л.И.Шугом, А.Б.Диев, И.С.Бендицкий. Конкурс удался: красочное открытие, талантливые дети-участники, необыкновенная жеребьёвка, потрясающая музыкальная атмосфера – казалось все горожане участвовали в этом празднике музыки. И, конечно, участие НЕБОЖИТЕЛЯ… Казалось, что это невозможно - в Волгодонске сам Скавронский!
На встрече с мэром города Алексей Григорьевич сказал: «Есть особая прелесть проведения конкурсов в небольших городах. Всё как-то теплее… я имею ввиду не погоду». Днём проходили прослушивания детей, а по вечерам великолепные концерты членов жюри. Вот на сцене А.Скавронский в светлом костюме, и сам как будто светится изнутри. Этюды Шопена… Уже с первого конкурса, после первого выступления на волгодонской сцене, будучи в восторге от его игры, в восторге от его интеллигентности, руководители Администрации города стали почитателями таланта Скавронского и с благодарностью за проведение конкурса пианистов «причислили» Алексея Григорьевича к большим друзьям Волгодонска.
Уже через полгода А.Г.Скавронский был приглашён с концертом и в качестве почётного гостя в рамках празднования 50-летия со дня основания Волгодонска. В дальнейшем даже трудно сосчитать встречи волгодонцев с Алексеем Григорьевичем – это и очередные конкурсы, на которые ехали в том числе и «на Скавронского», где он обязательно выступал, это и другие концерты, это мастер-классы, на которых он щедро делился своей педагогической мудростью с юными пианистами и их преподавателями. Одна бровь вверх, другая вниз, поворот головы в зал и строгий взгляд на шепчущихся детей, а исполнение продолжается – так делал Скавронский на концерте. Это совершенно необычно (сказывалась многолетняя просветительская работа среди детей), но для «начинающих» слушателей Волгодонска весьма полезно. После такого секундного «гипноза» в зале тишина до конца концерта. Были и курьёзы.
В июне в Волгодонске бывает очень жарко. Концертного зала с кондиционером в то время в городе не было. На одном из концертов, где Алексей Григорьевич играл Концерт Листа с Ростовским государственным академическим симфоническим оркестром, через вентиляционную шахту в зал залетели… голуби! Их интересовала именно музыка, именно Скавронский, потому что они кружили именно над роялем и головой пианиста. Алексей Григорьевич перевёл взгляд вверх, улыбнулся голубям, невозмутимо и прекрасно продолжая играть. Концерт продолжался, голуби летали, состояние руководства культурой Волгодонска не описать – какая неловкость, если не сказать хуже (защитные сетки вентиляции были повреждены).
После концерта Алексей Григорьевич, со свойственными ему юмором, добротой и интеллигентностью, всех успокоил и сказал: «Значит я всё-таки хорошо играю, раз это нравится даже птицам».
Вот так, даря свою музыку, воспитывая слушателей, проводя мастер-классы Алексей Григорьевич Скавронский навсегда останется в памяти волгодонцев светлым, интеллигентным НЕБОЖИТЕЛЕМ, подарившим Волгодонску часть своей души.
А конкурс пианистов «Вдохновение» носит теперь его имя, и эта история хранится и множится в Волгодонском краеведческом музее.
Я помню первый конкурс "Вдохновение" - поищу снимки тех лет
Оставить комментарий