Главная Общество О войне написано не все
01.02.2013
Просмотров: 3222, комментариев: 0

О войне написано не все

О войне написано не все. (Продолжение)

В истории Великой Отечественной войны есть немало боев, эпизодов, военных операций о которых практически ничего не было известно. К одной из таких операций относится операция под кодовым названием «Сатурн», где советское верховное командование планировало стремительным ударом захватить Ростов и Батайск и замкнуть кольцо окружения к середине января вокруг всей северокавказкой группировки противника. А это свыше семисот шестидесяти тысяч солдат и огромное количество боевой техники и снаряжения. Устроить немцам и их союзникам новый гигантский «котёл» — «Гросс-Сталинград». (Об этом в истории Великой Отечественной войны написанот несколько невразумительных строк.)

Такая возможность появилась после успешного контрнаступления советских войск под Сталинградом 19 ноября 1942 и окружении 300 –тысячной группировки Паулюся. Операция назначенная на 2 декабря 1942 года несколько раз переносилась из-за невозможности обеспечить войска всем необходимым. За это время немцы сумели укрепить наспех созданный рубеж обороны и предприняли попытку прорвать кольцо окружения вокруг группировки Паулюса. Нашему командованию пришлось бросить против Манштейна половину войск, предназначавшихся для операции «Сатарн». Для устранения угрозы деблокирования сталинградской группировки Паулюса с 16 по 30 декабря была проведена операция «Малый Сатурн».

«Разгром итальянской армии и уничтожение авиабазы снабжения в Тацинской, снабжавшей окружённую группировку Паулюса, заставило Манштейна прекратить наступление всего в сорока километрах от войск Шестой немецкой армии и перебросить наиболее боеспособную 6-ю танковую дивизию в полосу наступающих армий Юго-Западного фронта. Наше командование не отказалось от своих планов по взятию Ростова и была подготовлена новая операция Южного фронта - «Дон». Главная роль отводилась 2-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Р. Я. Малиновского и лучшим бронетанковым корпусам фронта — гвардейцам 3-го танкового Котельниковского, 2-го, 3-го Сталинградского, 4-го Сталинградского, 5-го Зимовниковского механизированных корпусов.

В этой ударной группировке задействовали одиннадцать стрелковых дивизий, тринадцать механизированных и три танковых бригады, девять танковых полков, поддержанных восемнадцатью артиллерийскими и миномётными полками и шестью отдельными дивизионами.»

(http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=416)

Но в действительности войск оказалась меньше, но самое главное – тылы отстали и снабжение войск было никудышным. В день назначенного наступления в танках почти не было горючего. И тогда, дабы не угодить под трибунал, командиры приказали слить со всех танков остатки топлива и заправить им 12 танков и несколько бронемашин. В таких условиях надеяться на успех практически было невозможно.

Есть факты, когда не имея возможности выполнить приказ стрелялись генералы и офицеры. Не смотря на огромнейшие потери наступление на Ростов продолжалось и к середине января наши части вышли к Манычу.

О том , какие здесь шли бои знают лишь молчаливые «свидетели» - братские могилы января-февраля 1943 года в станице Манычской, хуторах Красный, Усьман, Первомайский (Самодуровка), Арпачин, Тузлуков….

Я побывал во многих этих местах и много слышал рассказов о том, что после боя солдаты уходили дальше, а на полях лежали убытые и раненые. А потом аж до марта месяца их хоронили местные жители- старики, женщины , дети и подростки.

В хуторе Баранники я встретился со сторожилом, который будучи подростком , после боя за переправу на Маныче у хутора Сталино (ныне исчезнувший) – весь остаток января и февраль собирал и хоронил тела наших погибших и замерзших солдат.

Такую же историю я услышал от краеведа, учителя средней школы хутора Московский (Мартыновский район). Здесь остатки погибших лежали на поле боя до марта.

А вот свидетельства других:

«Старики хутора Тузлуков сразу стали собирать убитых. Они запрягали волов в сани и целую неделю ездили по всей округе, собирая солдат. Укладывали их в воронки. Сколько их было, воронок, набитых мёрзлыми трупами — тридцать? Сорок? Пятьдесят? Кто знает? Счёту не было...»

«много погибших солдат осталось лежать в камышах реки Маныч. Весной, когда река проснулась, течение понесло тела погибших. Куда? Никто не знает. Сколько? Никто не считал...»( http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=416)

«После боев за наш хутор собирали раненых, хоронили убитых. У солдатиков в карманах записочки находили, письма. Помню, один писал маме, что жив и здоров. Наверное, неженатым был. А другой — жене, деточкам. Мы с подружками эти письма по адресам отправили. Ничего не стали писать, что их солдатиков уже в живых нету. Столько же горя бы было. Пусть, подумали, военные об этом сообщают. Не знали, как правильно об этом рассказать. А солдат в братской могиле похоронили и долго потом туда цветочки носили. Теперь, правда, я уже эти могилки не найду. Не огородили тогда»…- из воспоминаний- Надежды Ивановны Гончаровой- тогда жительницы хутора Ново-Николаевыский (Мартыновский р-н).

Кстати , уже в наше время она пыталась с поисковиками несколько раз отыскать эти захоронения, но так и не нашла…

«Массовый героизм и подвиги сотен воинов-гвардейцев не удостоены золотых звёзд Героев. Тысячи павших остались безымянными, захоронённые в воронках, в погребах сожжённых хуторов, в силосных ямах, в окопах и блиндажах. Немецкое командование удостоило высшей награды — Рыцарского креста с бриллиантами не только командиров дивизий — 11-й и 17-й танковых, 16-й моторизованной, но и командира 156-го мотопехотного полка и ряд младших офицеров, отметив их вклад в спасение 1-й танковой армии вермахта, благополучно выведенной с Северного Кавказа через «батайские ворота». «Гросс-Сталинград» не получился..» .

(В. И. Афанасенко. http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m7/0/art.aspx?art_id=416)

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031