Главная Общество Полемика «Спасем наше море»
29.05.2012
Просмотров: 2238, комментариев: 0

Полемика «Спасем наше море»

14 апреля наша газета опубликовала открытое письмо депутата Законодательного собрания Ростовской области, кандидата экономических наук, Заслуженного строителя России Юрия Яковлевича Потогина «Спасем наше море» президенту ООО "Лукойл" В. Ю. Алекперову.

«Уважаемый Вагит Юсуфович!.. Вы один из немногих людей, от позиции и конкретных действий которого зависит решение одной из серьезных проблем нашего региона. Я имею в виду экологическую катастрофу Цимлянского водохранилища… Сегодня водохранилищу и Дону пытаются оставить одну функцию – транспортную!... С Вашим приходом навигация на Дону начинается на месяц раньше и на месяц позже заканчивается. Мы просим прекратить сливать наше море в угоду вашим интересам. (Из письма Ю.Я.Потогина).

Пресс-служба ОАО «ЛУКОЙЛ» незамедлительно ответила:

«Проблемы Цимлянского водохранилища и расположенной на нем Цимлянской ГЭС действительно актуальны. В то же время, компания ЛУКОЙЛ не согласна с рядом тезисов, выдвинутых в письме Юрия Потогина и редакционном дополнении к нему. Позиция ЛУКОЙЛа будет обязательно доведена до газеты «Вечерний Волгодонск». С небольшой задержкой, связанной с майскими праздниками».

26 мая газета опубликовала ответ, который прислала пресс-служба «Лукойла» за подписью генерального директора ООО «Лукойл-Энерго» С. А. Маргерт.

(Несколько лет назад Цимлянская ГЭС стала собственностью «Лукойл-Энерго», прим. ред.).

Суть письма выражена в следующих строках: «… объемы сбросов через Цимлянскую ГЭС определяются не ООО «Лукойл – Энерго», а федеральным агентством водных ресурсов в лице Донского бассейнового водного управления… никакой связи между перевозками продукции ЛУКОЙЛа по реке Дон и снижением уровня воды в Цимлянском водохранилище нет и быть не может».

Сегодня инициатор полемики депутат Законодательного собрания Юрий Потогин продолжает разговор на актуальную тему Лукойл – союзник и партнер?!

Прежде всего, спасибо за ответ. Любой ответ – это продолжение разговора о спасении Цимлянского моря, который, как мы все понимаем, будет долгим. Хотелось бы направить и этот диалог, и энергию людей, заинтересованных в спасении Цимлянского водохранилища, в нужное русло. После публикации моего письма президенту ООО "Лукойл" В. Ю. Алекперову меня упрекнули в мягкотелости. Не могу с этим согласиться, так как кавалерийским наскоком проблему не разрешить. Считаю, чтобы добиться нужного нам результата, создания федеральной программы по спасению Цимлянского моря, нужно не махать шашками, в том числе и казачьими, а вести целенаправленный диалог. Дискуссия между его участниками должна быть достойной, разговор – в рамках приличия. Мы не предполагаем ни войну, ни конфронтацию, так как Лукойл - нам не враг.

Нам известно, что нефтяники наполняют две трети федерального бюджета. Это факт, с которым нельзя не считаться. Но, вместе с тем, я хочу подчеркнуть, что в письме за подписью генерального директора ООО «Лукойл-Энерго» С. А. Маргерт, Лукойл ушел от ответа по существу. Говорить о том, что нет никакой связи между перевозками продукции Лукойла по Дону и снижением уровня Цимлянского моря, что Лукойл не имеет рычагов влияния на объемы сбросов воды через Цимлянскую ГЭС, которая является его собственностью, на экологию Цимлы, НЕКОРРЕКТНО!

Да, действительно, неблагоприятные маловодные годы – не редкость для Цимлы, случалось такое и раньше, но тогда и навигация начиналась позже. Об этом свидетельствуют статистические данные «Волго-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства».

Так, в 1996-м году навигация начиналась 30 апреля, потом, с завидным постоянством, старт её передвигается на более ранний срок, например,

в 1998 - 2000-м годах это 20 апреля,

в 2002-м – 2007-м – пятое апреля. Если в море ещё стоит лед, вперед пускают ледоколы. В последние четыре года танкеры начинают бороздить Дон уже первого (!) апреля. Из года в год, как под гребенку, независимо от того, какой паводок, какая ситуация на Дону и в море.

И завершаться навигация стала позже. Если в1996-м она закончилась 12 ноября, то в последние годы продлевается до 7 – 10 декабря, то есть, пока лед не станет.

Что за постоянство? В чьих оно интересах? Ответ лежит на поверхности. Не будете же Вы, уважаемый, С.А.Маргерт, утверждать, что Донской бассейновый комитет по своей инициативе увеличивал сроки навигации? Или предполагать, что в этих случаях учитываются интересы рыбоводства?

Приведу печальный пример. В 2010 году из-за аномальной жары до нуля упало содержание кислорода в донской воде, а сине-зеленые водоросли, напротив, начали бурно развиваться, выделяя сильнейший растительный токсин. Огромное количество рыбы задохнулось, жители Дона с содроганием наблюдали картины её гибели. По свидетельству специалистов, содержание кислорода в донской воде было нуль, а в поверхностных слоях моря дышать ещё было чем – 12 миллиграммов на литр. Ихтиологи, рыбоводы и другие специалисты обращались в самые разные инстанции с просьбой открыть шандоры ГЭС, чтобы дать Дону и рыбе глоток свежей воды. Увы, на эти просьбы никто не отреагировал. Никто шандоры не открыл, чтобы спасти задыхающуюся рыбу.

Ежегодно по Дону курсирует более 10 тысяч судов с глубокой усадкой, в основном это нефтеналивные баржи, винты которых практически перемалывают молодь сельди. Сильный грузопоток - одна из причин современного плачевного экологического состояния моря и реки. Об этом надо помнить. Как и о том, что касается питьевой воды. Сотни проб, и везде вода третьего класса - «сильнозагрязненная», промысловая рыба не может жить в такой воде. А мы пьем.

Для чего реку постоянно чистят земснарядами? Чтобы суда могли проходить по Дону с весны до поздней осени. Для чего открываются шлюзы Цимлянского водохранилища, Николаевского, Константиновского, Кочетовского гидроузлов? Для безаварийного прохода танкеров. Дон превращен в судоходный канал, это очевидно?! По крайней мере, на участке от Цимлянского водохранилища до Азова. Цимлянское водохранилище, - это транспортная артерия между севером и югом страны. И эту функцию море до сих пор успешно выполняет.

Согласно официальным цифрам, за навигацию - 2011, через три шлюза Цимлянской ГЭС перевезено около 40 миллионов тонн грузов. Больше половины из них - нефть и горючесмазочные материалы. Совсем не случайно, Цимлянскую ГЭС, а значит, основные шлюзы, выкупила нефтяная компания Лукойл. За последние 10 лет ежегодный рост грузоперевозок по водохранилищу составляет примерно 10-15 процентов.   Для сравнения: в советские годы перевозили около 22-¬24 миллионов тонн в год.

По официальным данным Южного отделения РАН, в 100 процентах проб воды водохранилища встречаются следы нефти и ГСМ. Как же можно утверждать о своей непричастности к тому, что делается в море! Зачем делать вид, что ничего не происходит? Ведь, я констатирую эти факты не для того, чтобы заклеймить и пригвоздить к позорному столбу. Нам, радеющим о спасении Цимлы, нужно выходить на федеральный уровень, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, у администрации Ростовской области недостаточно полномочий для принятия решений и реализации мероприятий по таким водным объектам, как Цимлянское водохранилище и река Дон.

Нам нужна поддержка сильной руки, нам нужен мощный, влиятельный союзник и партнер, которого мы видим в лице руководства Лукойла, который поможет нам решать вопросы на федеральном уровне. А речь идет о миллиардах!

Как никто другой знаю, что значит продвигать реализацию проекта по спасению моря на федеральный уровень. Потому что много лет не снимаю с повестки своей депутатской деятельности вопрос, вызывающий социальное напряжение среди жителей региона - льготная стоимость электроэнергии для жителей атомной территории. Вот о чем думал я, затевая на страницах газеты открытый диалог с Лукойлом.

Сделает ли руководство компании шаг нам навстречу? Захочет ли стать нашим партнером и союзником?! Надеюсь на взаимопонимание. Ведь, и Лукойлу, и нам нужны и Дон, и Цимлянское море.

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031