Главная Общество Время собирать камни
29.05.2013
Просмотров: 5339, комментариев: 0

Время собирать камни

Почетный гражданин города, заслуженный строитель, генеральный директор строительной фирмы «Волгодонскстрой» Андрей Андреевич Ковалевский отмечает 75-летие.

У юбиляра самая мирная профессия. Дело всей его жизни – строить, созидать. Возводя новые здания, промышленные объекты, предприятия, дома, Андрей Ковалевский всю свою сознательную жизнь писал историю, внося в ее великую книгу свои страницы. Прожив долгую наполненную жизнь, он пережил и радости, и печали. Добившись всего, о чем может мечтать человек, - построив не один дом, посадив не одно дерево, вырастив сыновей и дочь, он помнит свои корни, чтит память дедов и отцов, бережно хранит все, что связывает его с малой родиной.

Я позвонила Андрею Андреевичу, чтобы условиться о встрече и застала его в пути. Каждый год, вот уже несколько десятилетий подряд, в День Победы, Андрей Андреевич приезжает к себе на родину, в село Миллерово Куйбышевского района.

- Наше село, расположившееся в 100 километрах от Ростова, немцы оккупировали дважды – в 1941 и в 1943 годах, - рассказывает Андрей Андреевич.- Старшие братья были тогда подростками, и мать надеялась: не возьмут сыновей на фронт. Но судьба распорядилась иначе: оба погибли, защищая Родину от врага. В центре села Миллерова стоит обелиск в честь погибших в годы Великой Отечественной войны в селе воинов и подпольщиков. На его постаменте вместе с именами других односельчан высечены и имена Николая и Георгия Ковалевских.

Передо мной - копия фронтовой заметки за февраль 1943 года. Ее бережно хранит у себя Андрей Андреевич Ковалевский. На фото - колодец с казненными подпольщиками. Среди девяти погибших – брат Андрея Андреевича, Георгий. За месяц до освобождения Ростовской области миллеровское подполье предали. Студеной январской ночью партизан казнили немцы, бросив в колодец в степи. Георгию в ту пору было неполных 17 лет. Еще один брат, старший, Николай на войну был призван в 1943-м. В составе стрелковой дивизии штурмовал стратегическую высоту - холм «Саур-могила» на границе России и Украины и погиб.

-Когда я еду в Миллерово на празднование Дня Победы, по дороге обязательно заворачиваю туда, где погиб мой старший брат, - поясняет Андрей Андреевич.- Поднимаюсь на холм, смотрю вниз, на долину. И как будто встает передо мной тот бой, и наши солдаты, штурмующие высоту, падающие под прицельным огнем. Однажды, в майские праздничные дни, мне довелось встретиться там с фронтовиком, штурмовавшим в далеком 43-м ту высоту. Он, единственный, кто уцелел при взятии холма. Старый фронтовик рассказывал школьникам о бое, который унес тысячи жизней советских парней.

После «Саур-могилы» по заведенному им самим ритуалу Ковалевский отправляется в поле, где были казнены подпольщики, и только потом – в родное село. Несколько лет назад по инициативе Андрея Ковалевского при поддержке администрации Куйбышевского района, родственников погибших: внука одного из подпольщиков Александра Викторовича Погорелова - руководителя крестьянской ассоциации села Миллерова и племянника другого подпольщика - Андрея Александровича Денисенко и односельчан прямо в поле, на месте казни партизан, поставили стелу, чтобы о совершенном здесь подвиге помнила молодежь, чтобы было, где склонить голову, почтить память погибших…

Род Ковалевских берет свое начало в далеком 18-м веке. Господин Миллер, немец по происхождению, получил за ратные подвиги от Елизаветы два надела в донской степи. В одном месте основал село (ныне город) Миллерово. Там посадил наместником своего сына. А на другом, в диком поле, - еще одно поселение, тоже Миллерово, то самое, откуда родом Андрей Андреевич Ковалевский. Его далеких предков вместе с другими крепостными крестьянами переселили в донские степи из-под Курска. Об этом и о многом другом узнали односельчане Ковалевского, найдя корни Миллеровской фамилии в Германии.

- В Германии живут потомки того самого дворянина, - говорит Андрей Андреевич.- Они вели книгу воспоминаний и поделились с нами. На базе этого интереснейшего материала наш односельчанин Михаил Мальцев написал книгу – историко-документальный очерк об образовании и истории села Миллерово, начиная с 1780 года и до 1917-го.

Мой прадед воевал в Японскую. Отслужив не за страх, а за совесть, получил в награду несколько десятин земли. Там обосновался, начал крестьянствовать. Мой прадед и еще до него примерно шесть поколений - крепостные. Сначала, сразу после переселения на Дон, жили в землянках. Потом построили добротные дома. В селе появилась церковь, школа. И даже мельницу поставил предприимчивый немец. Оборудование и пропеллеры купил в Голландии. Мельница и сегодня, как исторический памятник, стоит в селе, правда, изрядно разрушенная временем.

-Потомки тех Миллеров в свою очередь живо интересовались нашим селом. И даже приезжали в гости. Интересные люди: одна из женщин, потомок древнего рода, живя в Германии, прекрасно говорит на чистейшем русском языке. А один из прародителей тех дворян Миллеров остался в СССР, всю жизнь жил в Ростове, был историком. Это, как говорится,- одна сторона медали. Но были и фашисты, казнившие группу молодых односельчан. А в подручных у них - служили русские полицаи. Вот так причудливо переплелась история немецких и русских фамилий, жизней и судеб.

-Мой дед умер за год до революции 1917 года, - продолжает Андрей Андреевич. - Владел участком земли, выращивал хлеб, живность. Отца бы наверняка арестовали, если бы наша семья не уехала на угольную шахту. Там трудились несколько лет. Но отец, в душе крестьянин, тосковал по родной земле. Вернулись обратно в родное село. Шел 1937 год. И в этот же год Андрея Владимировича Ковалевского арестовали.

-Моя мама как раз была беременна мною, - рассказывает Андрей Андреевич. - Через полгода отец умер на лесозаготовках, а я родился.

Долгие годы Ковалевский не знал, что его отец репрессирован, как враг народа. Андрей Андреевич узнал об этом спустя почти 30 лет, когда отца реабилитировали. Арестован он был по 58-й статье, как и многие в то время. А еще через несколько десятков лет, обратившись в архив федеральной службы исполнения наказаний, Андрей Андреевич узнал подробности последних месяцев жизни своего отца. Ему написали, что тот заболел воспалением легких, умер, похоронен в Архангельской области. Андрей Ковалевский написал в то село. Глава поселковой администрации ответила, пригласила в гости. Оказывается, и место захоронений уцелело. Оно на опушке леса.

Вот так сложилась жизнь: отец был репрессирован, потом оправдан. Его старшие сыновья погибли, защищая Родину. Семью Ковалевских в 1937-м выгнали из дедовского дома, как семью врага народа. Нашлись добрые люди, приютили. Мать попыталась искать отца, пешком прошагав не один десяток километров, пройдя не один кабинет, дойдя до начальника тюрьмы и чудом оставшись в живых.

У матери Андрея Андреевича тоже непростая судьба. Ее в возрасте восьми месяцев оставили под дверями новочеркасского приюта. Повезло – попала в хорошую многодетную семью, выросла, вышла замуж, родила пятерых сыновей и дочь. Сегодня жив только один из них – герой нашего рассказа, да его сестра Тоня.

- Сначала меня тянуло к языкам, намеревался поступить в Ленинграде на факультет восточных языков, - вспоминает Андрей Андреевич. - Но все-таки выбрал более жизненную профессию. Окончил ростовский строительный институт. В то время все вокруг строилось, жизнь бурлила. И я со своей профессией вписался в ее напряженные будни. По распределению поехал в Казахстан, на Балхаш. Трудился на строительстве третьей очереди горно-металлургического комбината. Строил цех электролитической диссоциации меди – это когда из черных заготовок выходит блестящая медь.Как здорово было чувствовать себя причастным к большому общему делу! Не считаю то время застойным, как сегодня принято говорить. Какое же оно застойное? Вокруг возводились заводы, ГЭС, строилось жилье, развивалось сельское хозяйство. Жизнь была интересной, наполненной, яркой.

После Казахстана Ковалевский перебрался в Луганскую область. Работал на строительстве завода главным инженером. Но хотелось чего-то большего, кипучая молодость звала к перемене мест. Отправился в Набережные Челны. Там Ковалевскому довелось строить Камский автомобильный завод.

- Приехал в зимнюю стужу: холод, ветер, - вспоминает Андрей Андреевич. – Пришел к директору стройки. -Нам работники нужны, - услышал в ответ,- но мы вас можем принять только начальником участка. А там посмотрим.

Жить тоже было негде. Начальник уступил Ковалевскому свой кабинет. Вот там, в приемной, несколько месяцев пришлось ютиться семье Ковалевских – к тому времени он был уже женат, подрастала дочь. Потом дали квартиру. Около шести лет отдал этому городу и заводу. Работал в должности главного инженера СМУ. Там Андрея Ковалевского приняли в партию

. - В то время большую силу имели министерства. Министр – это была величина, - считает Ковалевский.

Ковалевский никогда не лез за словом в карман. На одном из совещаний с участием партийного начальства был такой случай:

-Нам предстояло выполнить в заводском корпусе ограждение стен, чтобы подать в зиму тепло. Не хватало то кранов, то людей. А сроки поджимали. Заведующий отделом ЦК спросил: управитесь? Я подтвердил, но с условием, что дадут дополнительные рабочие руки, машины и механизмы. Партийное начальство чуть не упало в обморок от такого нахальства.

Они-то побаивались говорить вышестоящему руководству правду в глаза, иногда желаемое выдавали за действительное, а Ковалевский сказал прямо, без обиняков. Но, тем не менее, сработало: нашлись и люди, и машины. А потом жизнь связала семью Ковалевского с Волгодонском. Сначала работал главным инженером управления заводстроя. Строил главные заводские корпуса Атоммаша. А пришлось – освоил и строительство жилья: возглавил домостроительный комбинат. Не сомневался, что делает большое дело – строит экономику страны. Но сегодня, оглядываясь в прошлое, Андрей Андреевич признает: кое в чем ошибался, был излишне политизирован. Иногда за большими делами не оставалось времени на простые каждодневные заботы о конкретном человеке. Просто так были устроены: мы – руководители, а за культурную, спортивную жизнь, социальные проблемы пусть другие отвечают, а у них другие большие задачи – надо строить!Тем более, что впереди был и начальник стройки Ю.Д.Чечин - человек, о котором можно было бы отдельно написать книгу, и неординарный руководитель А.Е.Тягливый. Неслучайно их имена сегодня в городе увековечены: стелы, бюсты, но это уже другая история.

В 1990 году Андрей Андреевич возглавил трест «Волгодонскэнергострой». Эту городскую строительную фирму больше всего связывают именно с этой личностью. Вот уже 27 лет он бессменно руководит предприятием. Сегодня это уже не тот крупнейший трест, и все же, несмотря на перемены, произошедшие в экономике страны, в ее политическом укладе, сохранен бренд организации, хотя она выполняет значительно более узкие задачи. Трест трансформировался в строительную коммерческую фирму «Волгодонсктрой» со своими более узкими, чем прежде, задачами. Все эти годы Андрей Ковалевский занимает просторный кабинет на втором этаже здания по улице Энтузиастов, 3. Все эти годы он честно работает, делая то, что умеет, чему посвятил всего себя. И даже сегодня, при всей сложности современной жизни, еще хочется многое успеть.

-Проблем в стране много, и не все решаются так, как хотелось бы. Иногда надо бы нашей власти с небес опускаться на землю, - считает Андрей Андреевич.

Поэтому любое стоящее дело одобряет и приветствует. Например, строительство завода по глубокой переработке зерна, который планируется построить в Волгодонске.

-Нам нужны высокотехнологические производства, - говорит Ковалевский.- Давно пора поднимать сельское хозяйство. А строить новые предприятия должны наши специалисты. Раньше у нас в стране работало 11 миллионов строителей, и не хватало рабочих рук, с трудом успевали осваивать выделяемые средства. Мы беспокоились, нервничали, если что-то мешало выполнять план, если срывался график. У нас, детей войны, особенное воспитание и отношение к делу. Мы строже спрашиваем и с себя, и с других, стараемся, чтобы слова не расходились с делами. А сейчас? Не построили в этот срок - построим позже. Не сделали сегодня - сделаем завтра. Разве так будет поступать рачительный хозяин, человек слова?

И это непросто ворчание. Новое в стране А.А.Ковалевский принял сразу и осознанно. Но есть немало нарботанного в прошлом страны, что, безусловно, следовало бы взять в новую дорогу по переустройству нашего общества. Многому учила жизнь. В трудное перестроечное время приходилось нелегко. Менялись устои, шел разрушительный процесс формирования коммерческих структур, изучали рынок, который никто не знал. Появилась частная собственность. Нелегко в ту пору было выживать предприятию. Брались за любые заказы.

- Сердце разрывалось, когда восстанавливали разрушенный Белый Дом в 1993-м, - вспоминает Андрей Андреевич. – Ездили поднимать из руин после землетрясения Армению. Восстанавливали Чеченскую республику, строили в Дагестане.

Именно тогда в считавшейся мирной республике были взяты заложниками рабочие «Волгодонскстроя». Разве кто-то может знать, кроме самого Ковалевского, чего ему стоило их спасение? Андрей Андреевич Ковалевский – член совета ассоциации строителей Волгодонска. Этот профессиональный союз плодотворно работает при поддержке администрации города, стараясь решать многие накопившиеся проблемы строительной сферы. С уважением говорит Андрей Андреевич о своих коллегах, с которыми идет долгие годы по жизни. Это Николай Плыгунов, Николай Ищенко, Виктор Стадников, Сергей Шерстюк, Алексей Усов, Юрий Потогин, Евгений Борило, Вячеслав Варанкин, Сергей Жизненко, Анатолий Туркан-Суринович и многие другие. Город построен их руками. Частичка сердца и души оставлена в каждом построенном объекте и Андреем Андреевичем Ковалевским.

Кстати, с В.Ф.Стадниковым Андрей Андреевич трудится более 40 лет. Все эти также рядом трудились П.П.Горчанюк - ныне глава городской думы, и ветеран стройки Н.Е.Шило - человек с большой буквы, и сотни прекрасных работников-управленцев, внесших огромный вклад в развитие экономики нашего города. Думается, нынешнему поколению молодых строителей есть чему поучиться у ветеранов-строителей. Одни имена чего стоят: Улесов, Шпаченко, Рудь, Колабекова, Паньков - всех не перечесть.

.. А рядом, конечно, семья, надежный тыл, который бережно поддерживает и хранит супруга Галия Хисматовна. 47 лет брака – лучшее подтверждение любви и верности. Гордится Андрей Андреевич своими детьми. Дочь – флорист. Живет и творит свои композиции за пределами города и всамом городе. Один из сыновей – депутат волгодонской городской думы, экономист, трудится с отцом в одной фирме. Другой – менеджер пивоваренной компании «Балтика» - работает в Ростове. Каждый из детей нашел себя, трудится на своем месте. Кажется, только вчера это было. А вот уже пролетело-пробежало 50 лет. И готовятся вчерашние выпускники Ростовского строительного института отметить 50-летний юбилей после того, как упорхнули со студенческой скамьи. В их числе – однокурсники Андрей Андреевич Ковалевский и Виктор Федорович Стадников. Вместе осваивали гранит науки. И любимым делом занимаются всю сознательную жизнь.

Юбилей – время собирать камни, подводить некоторые итоги, анализировать пройденное. Коллеги и друзья уважают Андрея Андреевича за профессионализм, твердость, умение прийти на помощь в трудную минуту. Свое 75-летие он встречает с таким же горящими глазами, что и раньше. Еще бы: пройдя сложную, полную изгибов судьбы жизнь, он сумел выбрав однажды свою дорогу, не свернуть, сохранить предприятие в трудные годы и остаться собой. Он свеж мыслью, бодр, живо интересуется происходящим. А что еще нужно мужчине? Приноси больше тепла и света в существование своих близких и всех окружающих людей. И тогда судьба повернется новыми счастливыми гранями.

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031