Интервью
- Самая большая опасность – это «мертвые» поселки
- Пояс чемпиона мира приедет в Волгодонск
- Какой станет местная власть
- Главный документ гражданина России
- Пришел опытный и настойчивый сыщик
- Жду встречи с боксером, победа над которым принесет звание чемпиона мира
- ЭДИК АРУТЮНЯН: Я ВОЗГЛАВИЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КЛУБОВ РОССИИ
- На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…
фотогалерея
Встречи на пензенской, уральской, удмуртской земле… Весна в Марий - Эл
Я докатил до республики Марий Эл - четвертая, после Калмыкии, Мордовии и Чувашии, республика.
От жены пришла смс-ка: «Собрала на даче ведро клубники…».
А в Йошкар-Олу только весна заглянула. Буйно расцветает сирень, разнося по городу чудный запах, поднялись в поле травы, зацвели полевые цветы. Весна в республике Марий Эл… Черемисы сняли куртки, свитера, девушки в легких нарядах. Черемисы – устаревшее название современный марийцев, почему-то со временем это слово стало ругательным. Не дай Бог назвать так местного аборигена, станешь врагом!
Целый день посвятил осмотру достопримечательностей города, а их немало. Но сначала небольшое отступление.
Председатель городского комитета по физкультуре, спорту и туризму Владимир Тан, оказывается, знает о существовании Волгодонска, знаком с бывшим председателем спорткомитета А.И. Криводудом: - Передайте от меня привет Александру Ивановичу. Меня поселили в туристическом центре с красивым названием «Роза ветров». И здесь нежданная встреча. Директор центра Валерий Мышляев, узнав, что я из Волгодонска, спрашивает: - А вы знакомы с директором «Пилигрима» Платоновым? Привет от меня Валерию Борисовичу. Сильная у него команда!
Кручу педали на пензенской земле, и тут знают о Волгодонске. Небольшой городок Лунино, и на обочине – вывеска: «Волгодонской комбинат древесных плит». Останавливаюсь в недоумении, а через десяток километров увидел пилораму, на которой идет разделка леса для волгодонского предприятия. Остановился, попил чай с ребятами, которые заготавливают доски, брус для ВКДП.
Чувашия.
Город Кунаш. Центральный стадион. Легкоатлеты радостно закивали: - Много раз бывали в Волгодонске, хороший город. – И это далеко не все встречи с теми, кто бывал и наслышан о Волгодонске.
Царев Град
А теперь вернусь к Йошкар – Оле, до 1927 года город носил название Царевококшайск. через город бежит речка Кокшанка, которая делит его на две части. Набережная – настоящий шедевр. С одной стороны прекрасный Кремль и множество церквей изумительной архитектуры. Царёвококшайский кремль построен в Йошкар-Оле в 2009 году и является самым новым кремлём на территории России. На другой стороне набережной – Патриаршая площадь, переходящая в площадь Брюгге, по имени архитектора - создателя. На Патриаршей – памятник Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который освящал здешний собор. Здание Художественной галереи марийцы приспособили под библейские сюжеты. На уровне 2-3 этажей огромный балкон. Четыре раза в день открывается массивная старинная дверь, и выходят 12 апостолов. Их учитель Иисус восседает на ослике и ведет шествие к праведной жизни. Сзади, поотстав от апостолов, Иуда считает гривенники, чтобы не продешевить, предавая учителя. Все действо сопровождается музыкальными мелодиями. Зрителей всегда собирается много. Любопытно, что в списке сотрудников Марийского национального драмтеатра числится Николай Басков – как солист-вокалист с окладом по шестнадцатому разряду.
Красив памятник первому воеводе Царева Града князю Оболенскому – Ноготкову. Город основан в 1585-м году. Главная беда республики, которая расположена в низине, – комары. От них не спасешься, даже Якутия и Сибирь не могут соперничать с Марий – Эл. Дороги хорошие. Населенных пунктов мало. Вокруг – лес, лес, лес! Сосна, ель, береза, кустарники. Вода в реке холоднее, чем в Дону.
Подъезжаю к Казани. Хочется задержаться, посмотреть город, но остановиться на ночлег негде. В гостинице – дорого, стадионы и спорткомплексы арендуют частные лица, охрана туда не пустит. В Саратове даже чиновник от спорта не помог с ночлегом.
В Чебоксарах дали добро на велобазу, а она где-то за городом, так и не нашел. Несмотря на дождь, пришлось срочно выезжать из города и в лесу, уже затемно, ставить палатку для ночлега.
Ульяновскую - в Путинскую
Проехал по глубинке Ульяновской области. Мать честная! За что власти так ненавидят народ?! Полное отсутствие дорог. 15 километров вел велосипед рядом, ехать было невозможно: ямы, рытвины. В селениях кривые улочки, перекосившиеся дома с пустыми глазницами окон. Престарелые люди в телогрейках и резиновых сапогах устало смотрят на меня. Магазин открывается на два часа в день, потому что нет покупателей. Нищета ужасающая, а пьяных много.
В Ульяновскую я заехал не случайно, в поселке Сурское живет велопутешественник Владимир Кочетков. Он исколесил весь мир: Европа, Китай, Индия, Пакистан, Северная и Южная Америка, Австралия. К тому же берет с собою школьников 15-17 лет, а это такая ответственность! Очень хотелось встретиться с таким человеком. Пока мы ехали от школы, где Владимир преподает географию, к его дому, с нами почтительно здоровались и взрослые, и дети, мальчишки его боготворят! Дома Володя снял рубашку, чтобы переодеться, я увидел мощное тело культуриста и невольно позавидовал: -Володя, - говорю ему, - напиши письмо губернатору. - Пусть Ульяновскую переименуют в Путинскую область. Вот заживете: и дороги проложат, и дома новые возведут. В Грозном же есть улица Путина. Вон, какой город отстроили! А Россию забросили… Между прочим, Ульяновская, как и Волградская области, были в «Красном поясе».
20 дней крутил педали, ехал, еха-а-л, а посмотрел на карту – лишь малую толику страны проехал. Попробуй, обустрой такую махину. Не только малахитовые шкатулки Совершенно зря небезызвестный Владимир Вольфович на одном из парламентских заседаний обрушил свой нерастраченный пыл на уральских парней. Пьют они не больше, чем в той же Московской области, а с головой очень даже дружат.
Не обделил их Господь в мастерстве и умении, в чем имел удовольствие не раз убедиться. Проехал небольшой городок Оса, вскарабкался на гору и остановился передохнуть. И увидел движущийся агрегат – что-то среднее между мотоциклом и автомобилем. Он лихо скашивал траву и укладывал её в рядки. Володя - 35-летний его хозяин – поведал, что его механизм может косить траву, камыш, осот, пахать землю, возить грузы до одной тонны (во дворе дома лежит навесной кузов) и… плавать как амфибия! Для разных целей надо только менять навесные агрегаты, пояснил конструктор – самоучка. В девятом классе он бросил школу, не хотел зубрить математику (ни в коем случае не примите это, как призыв следовать примеру). Свою чудо-машину Володя смастерил из металлолома.
Ну, как тут не вспомнить историю изобретения агрегата, на котором я еду по уральской земле. История занятная, думаю, будет интересна читателям. Урал дал России немало самородков, одним из них был слесарь уральского села Верхотурье Ефим Артамонов. В 1801 году он соорудил первый в мире велосипед, на котором доехал до Екатеринбурга, а затем решил совершить головокружительное, по тем временам, путешествие. 25-летний уралец отправился покорять российские столицы. Его путь лежал через Пермь, Казань – на Петербург, затем он докатил до Москвы. Вот как писали очевидцы. «15 сентября 1801 года, в самый разгар торжеств по случаю коронации императора Александра I-го, на площади перед московским Кремлем появилась необыкновенная тележка, на которой, словно на коне, сидел высокий бородатый мужчина. Руками он держался за руль, ногами нажимал на специальные рычаги. Телегу никто не вез, но она бежала, словно живая. Шумная толпа любопытных едва поспевала за ней. Это Артамонов приехал из Верхотурья показать царю свое изобретение». Царю машина понравилась, он приказал наградить умельца 25-ю целковыми и выдать «вольную» крепостному и его семье. Так что Урал – не только малахитовые шкатулки, паровоз, но и первый в мире велосипед.
Бурановские бабушки …
Остались позади Удмуртия, Башкирия, еду по Пермскому краю. Очень хотелось встретиться с «Бурановскими бабушками». Мне объяснили: на 40-м километре от Ижевска свернете вправо, через четыре км – глубокий овраг. Настолько глубокий, что спускаться на велосипеде не рискнул, вел его руками. На склонах оврага лепились домики, растянувшись в цепь. Это и было Бураново. Невзрачные домишки, палисадники и огороды, на которых уже взошла картошка. дом культуры, школа - довольно большая и выглядит прилично. На центральной улице работают бульдозер и скрепер, готовят дорогу под асфальт. Начато строительство храма. Один миллион выделили бабушки из своего гонорара, ещё один дает губернатор. - А где найти ваших бабушек? - спрашиваю встречных, некоторые из жителей не понимают по-русски. - Они на гастролях, - слышу в ответ. В школе работает комиссия из минобразования. – Теперь будут комиссии из Ижевска, так как губернатор держит село на контроле, - рассказывают жители Буранова.
После Уфы начались сложные участки дороги. Большой поток машин, бесконечные спуски и подъемы, встречный ветер, - все это забирает все силы. Уже отослал домой все лишнее, но легче не становится. Еду по нефтяной провинции, она началась ещё в Удмуртии: «качалки» слева и справа, деревни и села в трех – пяти километрах от дороги. Село от села – в 30 – 40 км друг от друга, а в Пермском крае ещё реже. Кругом леса, иногда у дороги продают землянику, она уже поспела. Дважды переправлялся через Каму на пароме, могучая, мощная река. Почти все мои ночевки – в лесу или в поле. Утром надо ждать, когда палатка высохнет от обильно выпадающей росы. А до Перми - ещё больше двухсот километров. Много дорог на ремонте, надо двигаться в объезд, это сильно затрудняет продвижение.
Александр Гречкин для «Вечернего Волгодонска».
В городе Кунгур Пермского края Александр Гречкин прервал свой марафон. Прошел лишь четверть намеченного пути - три тысячи шестьсот километров, сетует путешественник. Позади остались Уфа, вся Башкирия, Пермь и Пермский край, велопутешественник направлялся в Екатеринбург, Тюмень… Планы были громадные, но 70-летнего путешественника очень вымотали поток автомобилей и встречный ветер, бесконечные спуски и подъемы на дороге. Спазмы и боли в ногах по ночам заставили его прервать путешествие. Спортивный врач, кандидат медицинских наук и велотурист Юлия Ламден говорит, что причиной болей и судорог велосипедиста стала повышенная нагрузка на ноги, на одни и те же группы мышц. Возможно, Александр дал повышенную нагрузку после большого перерыва в езде на велосипеде. - Наверное, это мое последнее путешествие, - сокрушается велосипедист. – Поездки на 100 – 200 км мне неинтересны. Остается лишь ездить на дачу! Как жестоко время!!! Мы не разделяем пессимистического настроения Александра Степановича по поводу будущих путешествий. Надеемся, что его поддержат и наши читатели, которым он дарил в своих заметках искренние и любопытные впечатления от путешествий.
Оставить комментарий