Интервью
- Самая большая опасность – это «мертвые» поселки
- Пояс чемпиона мира приедет в Волгодонск
- Какой станет местная власть
- Главный документ гражданина России
- Пришел опытный и настойчивый сыщик
- Жду встречи с боксером, победа над которым принесет звание чемпиона мира
- ЭДИК АРУТЮНЯН: Я ВОЗГЛАВИЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КЛУБОВ РОССИИ
- На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…
фотогалерея
Противостояние
Тишина... Только чайки - как молнии,
- Пустотой мы их кормим из рук.
Но наградою нам за безмолвие
Обязательно будет звук!
В. Высоцкий
Иногда рассуждая о флоте, очень умно и многозначительно произносят: "Великое подводное противостояние"! А что это такое? Красивая фраза, прикрывающая человеческие трагедии, ошибки, гибель подводных кораблей и моряков, несовершенство нашей техники, недостатки нашей науки и промышленности или напряженная борьба в океане, труд всей нашей страны, прорыв науки и производства, чтобы нам, обескровленным войной, уже в конце 50-х обладать ядерным оружием и средствами его доставки. Способность создать ядерный щит в океане и есть то, ради чего развернулось это подводное противостояние. Мы после войны отставали, здорово отставали и, тем не менее, в течение 5 лет были построены атомные субмарины, океанские ракетоносцы, многоцелевые атомоходы. Кто-то криво усмехнется. Да лодки были ненадежны, далеко не безопасны, еще не до конца мы осознавали работу ядерной установки, изучена физика, процессы, происходящие в реакторе. Да, учились, учились на своих ошибках, незнание заменяли опытом, кровавым опытом, но мы уже шли в океан, выполняли поставленные задачи, уже заставили волноваться американцев. Началась гонка, нам надо было успеть, догнать, суметь, выдержать. Сколько кораблей, сколько людей принял в себя океан, в этом подводном великом противостоянии. К концу 80-х наука, промышленность, мы, подводники, имели отменные подводные корабли, умели ими искусно управлять, грамотно применять оружие. Мы догнали и в чем-то перегнали американцев. Чтобы рассказать гражданам, что такое подводные лодки, что за служба такая подводная, кто такие подводники, про это я и пишу свои рассказы. И в этом рассказе маленький эпизод великого подводного противостояния.
Аляскинский залив.
Третий месяц автономного плавания. Мы в ближнем противолодочном охранении РПК (СН) ракетного подводного крейсера стратегического назначения нашей флотилии. Опять американцам побряцать оружием захотелось, понаставили своих першингов у наших западных границ. Время подлетное сократили - 10-15 минут до наших основных стратегических центров, и мы решили сократить подлетное время наших ракет, бросили свои ракетные лодки в Аляскинский залив, а нас - противолодочную лодку проекта 671 РТМ - в ближнее противолодочное охранение. Задача: в мирное время не допустить слежения американских ПЛА за нашим ракетоносцем, принять все меры к этому, но оружие не применять. Про оружие нам всем понятно, не война, но тем не менее в связи с той напряженностью, которая сложилась после размещения першингов у наших границ, и выдвижения наших лодок к территории США, обстановка на море резко обострилась. Американцы бросили все свои противолодочные силы, отследить, сорвать, спровоцировать наших подводников на необдуманные действия. Заставить ошибаться и, в конце концов, выдавить наши лодки из районов Аляскинского залива. На Северном флоте - свое, в Бискайском - тоже хватает.
Уже почти год по циклу: 90 суток - в море, 60 - на берегу, и опять на 90 в море, тяжко. У нашего экипажа в этом году уже третья автономка. На хребту у нас это «великое подводное противостояние». Недавно "К-354" с моря пришла. Заняли район боевых действий, тут американцы и навались. Лодка согласно магнитофонной записи акустиков дважды была атакована, два торпедных залпа. Когда в базу пришли, в штабе флота умников собралось, там их всегда много. Так вот решили все-таки, что это был прибор помех с записанными шумами торпеды. Да, я и сам так думаю, что вряд ли бы лодка сумела уклониться от залпа, если она даже не слышала противника, только обнаруживала шумы торпед. Но это сейчас, когда было время послушать шумы, проанализировать, когда ты уютно в кресле сидишь и умные мысли лениво перевариваешь. А командиру стратега не до этого было. Сначала обложила базовая патрульная авиация, потом подоспели корабли и гоняли лодку две недели. Три района пришлось сменить, чтобы хоть как-то попытаться оторваться от слежения. А под финал противолодочная лодка, она поначалу нервы испытывала, то с одного борта, то с другого вылетит курсом на ракетоносец. А затем торпедная атака: «Доклад акустика, по пеленгу 312 градусов шум..., шум..., предполагаю…, шум торпеды». В центральном командир в кресле подскочил, да мы все подскочили. Командир: «Акустик, классифицировать контакт». Акустик немного взволнованно тут же докладывает: «Это торпеды товарищ командир, пеленг 312, идет на нас…» Кому из подводников, что не понятно? Что можно сделать? Стрелять нельзя, запрещено, да и не поможет уже стрельба, торпеды долго не ходят. Прибор ГПД выставить, поможет ли? Пока дашь команду, пока откроешь крышку, пока, пока…, поздно! Командир: «Боцман всплывай, дифферент 15 градусов на корму! Правой турбине 320 оборотов». "Боевая тревога!" Акустики пеленга докладывают, палуба ушла из под ног, с таким дифферентом еще не было. В отсеках загрохотало. Все, что было ненадежно закреплено, полетело в корму. Потом дифферент на нос, это лодка вылетела на поверхность. «Ход 8 узлов. Поднять перископ!» Командир к перископу: «Боцман держать глубину 8 метров!» Боцман и так старается, без команды все понимает, но лодка упрямо погружается после прыжка на поверхность. Опасное это дело - всплытие! А сейчас, кто-то атакует, что там и кто наверху? Но вот командир закрутился, вращая перископ, доложил: «Горизонт чист». После такого всплытия мы и про торпеды забыли, да их никто уже и не слышал. «Поднять радиоантенны, поднять станцию поиска-опознования», командир решил разобраться кто в районе, какие силы, да и вдруг сигнал с флота придет с разрешением на применение оружия хотя бы на самооборону. Все-таки легче морально. Командир старпому: "Организуй вахту у средств ГПД, ДУК отработанной регенерацией набейте. Хоть что-то у нас будет, людей расставь". В черновой журнал все подробно записали. На атомном ракетном крейсере нет элементарного "черного ящика", вообще их на лодках нет, не положено, интересно кем и почему? И ты теперь должен не только воевать, но еще и грамотно записать, как ты воевал. Пропустишь слово, в базе шкуру спустят, во всех грехах обвинят. Зло берет на тупость такую!
Горизонт на станции поиска чист, никаких сигналов радиоэлектронных средств ни корабельных, ни самолетных и по связи ничего. А как хочется сейчас на флот доложить, спросить: "Атакован! Что делать? Можно ли использовать оружие?" Нет, не дано командиру подлодки такого, сам решай. Вот это: "Сам решай" - в подводной службе самое страшное, самое ответственное, самое гордое, в этом умении и есть командир подводной лодки. "Боцман, погружаться на глубину 150 метров". Боцман рули на погружение переложил. Через каждые 10 метров докладывает, 10, 20, 30, глубина 40 метров. Доклад акустика: "Слева 30, шум торпеды, шум быстро нарастает!" "Боцман всплывать!" Турбине 320 оборотов" Опять дифферент на корму, вылетели на поверхность. Даже перископ не стали поднимать. Выставили средства ГПД, из ДУКа вывалили отработанную регенерацию. Спросите где взяли? А запаслись для такого случая. "Обе турбины 320 оборотов, глубина 20 метров, право на борт, курс..." Командир на глубине 20 метров, без средств наблюдения начал отрыв от американской ПЛА. "Обе турбины полный ход, боцман держать глубину 60 метров". На глубине 80 метров слой скачка, это гидрология такая, здесь звук наш как от зеркала отражается, и противник на глубине не слышит, вернее дальность обнаружения наших шумов значительно уменьшается, попробуем оторваться. Американец тоже должен ход увеличить, а, значит, нас уже слышать не сможет. Часа три мы скоростью 25 узлов неслись, разрывая океан, три раза курс меняли. Пора и затихнуть. Уменьшили скорость до 4-х узлов, погрузились на 140 метров. Прослушали горизонт, горизонт чист. Командир приказал приготовить 1, 2 торпедный аппарат к выстрелу. Свое решение обосновал в журнале центрального поста. Вот за это он потом будет снят с должности командира лодки. Даже в такой тяжелой, непонятной ситуации командир не имеет право на применение оружия даже на самооборону, а если он решил, все же он должен донести на флот свое решение. Естественно, флот сразу вернет лодку с моря. Не хватило у командира выдержки. Как ее может хватить, когда за твоей спиной сотня моряков с мамами, женами, детьми. А еще страна! Ты - командир, ты принимаешь решение. Не имеешь ты права применять оружие. Точно такие же инструкции и у подводников НАТО. Никто не имеет права применить оружие без разрешения, а если такое разрешение получено, значит: война! Так это мы в океане, в нейтральных водах, вдали от полигонов боевой подготовки.
В связи с гибелью Курска появились разные видеофильмы, где люди, совершенно не соображающие в подводном флоте, рассуждают о торпедной атаке "Курска", причем умник зарубежный приводит в пример атаку лодки прожигающей корпус торпедой. Как Вы думаете, командиром ПЛА могут поставить недоумка неадекватного? Командиров с училища воспитывают, тщательный отбор, передают из рук в руки, кадры ведут до командирского мостика. Вырастить командира - это труд, искусство, огромные деньги. Командир атомного корабля - это знания, работоспособность, умение собраться в трудную минуту, быть хладнокровным и делать свое дело даже в ситуации, когда ни один нормальный человек не сможет собой обладать, думать, принимать решение и отдавать команды. И вдруг какой-то командир начнет пальбу торпедами, такое просто невозможно ни у нас, ни у американцев, да еще в районах боевой подготовки "противника." Любой командир, любой подводник предпочтет гибель, чем быть основанием для войны.
Наш командир понимает, что нельзя стрелять. Но как быть, если по тебе уже стреляли и мозг твой понимает, что спасение лодки и экипажа только в контратаке иностранной подводной лодки.
Минут 20 прошло, как мы сбросили ход и сейчас внимательно прослушиваем горизонт, но пока тихо, нет ни шумов, ни сигналов, но успокоение не приходит. Откуда вынырнет вражина, или все-таки смогли оторваться?
В 18.30 через 29 минут как сбросили ход, страшный удар потряс корпус лодки, резко пошел дифферент на нос. Не знаю каков он был, но я, цепляясь за что придется, улетел к носовой переборке. Внезапно погас свет, чего уж внезапно, при дифференте более 21 градус срывает циркуляционные насосы, упала (АЗ) аварийная защита реактора, ход потерян. Дифферент на нос стремительно нарастает: "Продуть носовую группу". Воздух 400 атмосфер рванул в носовую группу цистерн главного балласта (ЦГБ), вытесняя воду. "Дифферент стал, начал отходить. Глубина 230 метров, лодка стала". Из 8 отсека: "Аварийная тревога, поступление воды в 8 отсек, через дейдвуд правой линии вала". Оба мотора не работают. Доклад из второго отсека: "Аварийная тревога, пожар в аккумуляторной яме" "Дать ЛОХ в аккумуляторную яму". "Лодка дифферент 5 градусов на корму, всплывает, глубина 140 метров". "Продуть кормовую группу ЦГБ" "Глубина 100, 80, 40, дифферент 7 градусов на корму". "Механик! Не открывать клапана вентиляции концевых групп ЦГБ." "Всплываем в надводное положение! Боевая тревога!" "Глубина 20 метров". "Поднять перископ". Дифферент выравнился, лодка закачалась на поверхности. Начали борьбу за живучесть. Дали ЛОХ в аккумуляторную яму, водоотливные средства не работают: нет питания на лодке. Заделываются протечки в дейдвуде. И самое страшное - расхолаживание реакторов, где, как, чем? Чтобы не загружать читателя, я написал малую толику тех команд, которые в такой ситуации должны быть поданы, отработаны и доложены из отсеков. Как дорогой читатель, просто физически не возможно, успеть записать команды, доклады, решения, как сможет такое сделать человек с ручкой. Так мы с Вами в кресле с кофейком и лениво отмахиваемся от домашних. А в лодке темно, стресс, ты возбужден до крайности и, кроме того, косишься на переборку, и в голове у тебя мысли, сейчас переборка рухнет, рев черной воды и все. Все! Тебя сомнет, сломает, размажет по переборке
В основном сумели, успели, справились! А могли бы и не всплыть и сгореть и расплавить зону, это я так про реактор, тепловой взрыв предупредили.
Что же произошло? Ракетоносец отрываясь увеличил ход, за ним в погоню кинулся американец. Американец полный ход 35 узлов, наша лодка 25 узлов. Американец сбросит ход, послушает, где наша лодка несется, и в эту точку на полной скорости. А тут наша лодка взяла и уменьшила ход до 4 узлов, считая, что оторвались, да и разобраться надо кто и где? Вот американец на всей скорости своей и врезался в корму лодки. У него наверняка весь нос разбит, а у нас, у нас хватает, под дизелями пойдем, под ликующие вспышки кинокамер. Довоевались. Вот так американские подводники и срывают задачу нашим ракетоносцам, и это вполне приемлемо. Во всяком случае, с точки зрения Международного морского права нарушений не найти. Теперь экипаж лодки американской дырки крутит под ордена, медали. Хотя им тоже мало не показалось, но сегодня они победили. А мы, прихрамывая, вздрагивая всем своим стальным, израненным телом, под дизелями в базу ползем! Конечно, нам вышлют корабли сопровождения, буксир и бесславно потащат нас к родному пирсу. С приходом командира сняли. Не смог! Не выдержал! Хотя лично я считаю, неправильно это. Первому всегда труднее, тяжелее. И эти неожиданные вводные, когда ты, только ты должен решать. Не на надводном корабле, когда ты даже можешь спросить: "Господин Президент, ну что начинаем войнушку или как?" На лодке ты, ты решаешь! Не зря командиров лодок иногда называют "Первый после Бога!" Но такое заслужить надо!
Вот с таким настроением и мы в море пошли. Конечно, вооружены предыдущим опытом, знаниями, что может быть, что давить нас будут, как возможно давить нас будут, а потом злые мы в море пошли. Когда злой - это хорошо, мозги быстрее работают. В академии учился, КШУ, у меня должность командующего флотилией подводных лодок. Задача: не допустить к нашим стратегам американские противолодочные лодки в ЗРБД (защищенный район боевых действий РПК(СН), в войнушку играем. Крепкий паковый лед. Оружие не применять. А тут американец пытается прорваться в ЗРБД. Я даже думать не стал. Командую ближайшей лодке, таранить наглеца. Как взвыл посредник: "Как, Вы такую команду и так просто, это только у вас, на ТОФе..." и убежал к аналитикам. В современном бою нет времени на «боюсь - не боюсь». Сказали: не допустить, значит не допустить, и в голове твоей уже должны быть выработаны приемы и способы, как не допустить. В кабинете в войнушку играть проще, про жизни не думаешь. А в море, это жизни! К морю, к ведению боя, командиров учить, готовить нужно.
Аналитики академические мое решение одобрили, но именно они подсказали мне мысль, что таран, он разный может быть. Таран! Можно лоб в лоб и одни перья, можно в бочину, корпус, здесь лучше повыше быть, чтобы килем по противнику. А можно нежно, по винто-рулевой группе противника пощекотать нижней часть форштевня, это как раз то, что обычно затачивают начинающие мореманы. После такого тарана противнику всплывать, а ты еще повоевать сможешь. Конечно, раз на раз не приходится, хотел одно, получилось другое. Где такому научишься? Но ведь надо!
Вот так и сейчас, командир в кресле морщины молодые морщит, 33 года вчера исполнилось, возраст Христа, прикидывает, а вот если так, то тогда как нам? Старпом тоже на вахте вахтенным офицерам вводные задает, слушая их ответы, к выводу приходит, как? Ну-ка Валентин, а скажи ты нам, сгоняя скуку, уча и учась сам, вопросы вахтенному офицеру задаю. Валя крутит глазами, подсказки ждет. "Юрий Васильевич, ну скажите хоть первую букву ответа" взывает Валентин! "На букву "М" товарищ вахтенный офицер", мрачно отвечает старпом, напустив на себя суровости. Тут уже, молча, включается весь расчет ГКП, чего такого старпом опять затеял? Скучно же? А такое службе не мешает, наоборот мозги просыпаются, и люди встрепенулись. Мозги перегреваются, что же такое на букву М. А не буду я отвечать, сами догадайтесь!
Третий месяц в море, под водой, вроде как привыкли, как всю жизнь здесь. Да и отдохнули уже, отоспались. А еще пять дней назад, за ракетоносцем нашим противолодочные корабли зацепились. Вот мы и крутились, себя вместо него подставляя. Оторвались! Сейчас все силы противника задействованы: самолеты, корабли противолодочные, спутники, стационарная система Sosus, это подводные гидрофоны слушают море, очень эффективная вещь для обнаружения подводных лодок. Все против нас. Обнаружив, нацеливает в район свои противолодочные силы и, особенно, лодки типа "Лос-Анджелес" или более современные "Морской волк". Поэтому, что над головой ни у нас, ни у стратега нет ни кораблей, ни самолетов, еще не факт, что за нами не осуществляется скрытное слежение подводной лодкой.
Сегодня по плану мы заняли точку, назначенную глубину и следуем заранее указанным курсом 270 на минимально малошумной скорости, прослушивая горизонт, а нам навстречу через наше место с разносом по глубине несется наш ракетоносец и, если за ним установлено слежение американской лодкой, то мы ее обязательно обнаружим. Она же гонится за ракетоносцем, скорость большая и шумит больше, а слышать не слышит. Зато мы потихоньку крадемся и внимательно слушаем. Обнаружим и что? Что делать будем? Атаковать нельзя..., попробовать себя вместо ракетоносца подсунуть, это вряд ли. Американцы - подготовленные ребята, на мякине не проведешь. Можно, конечно, за ней скрытно следить и уничтожить с получением приказания на применение оружия. И это умнее и хитрее, чем что-либо другое. На наш взгляд, да! Но все ли мы можем знать и сможем ли вовремя узнать то, что нам нужно знать. Поэтому в боевом распоряжении написано четко, черным по белому "не допустить слежения за нашей РПК(СН)". А у американца что написано? А у них как раз принять все меры к слежению за нашим ракетоносцем и сорвать ему выполнение задачи. Не позволить ему патрулировать в районе у берегов Америки с ядерными ракетами на борту. Поэтому еще в базе командир принял решение таранить следящую лодку, если не будет другой возможности воспрепятствовать слежению за РПК (СН).
Объявили "Режим тишина". Ждем нашу лодку, скоро в район должна войти. В 12. 28 доклад акустика по пеленгу 273 градуса шум винтов. На командирской вахте старший помощник командира. Командир в рубке штурмана на топчане спит после ночной вахты. Вахтенный офицер: "Классифицировать контакт!" "Включить магнитофоны!" Один магнитофон старпом свой принес перед отходом, и мы завели на него связь акустика, у центрального поста и акустика свой магнитофон для записи подводных шумов на гидроакустической станции. Акустик: "По характеру шумов предполагаю атомная подводная лодка", и дальше перечень классификационных признаков атомохода, это уже для вахтенных офицеров, чтобы они с первых дней впитывали в себя музыку подводной жизни, дыхание моря.
Еще в базе в процессе подготовки к совместному выходу, мы многие моменты обговорили. Даже у футболистов планируется согласованные действия по атаке ворот соперника. И мы приготовили домашние заготовки, как действовать в той или иной конкретной ситуации. Сейчас ракетоносец должен идти через район под двумя винтами, на глубине 80 метров, скоростью 23 узла, через каждые 20 минут отворачивая от генерального курса на 30 градусов вправо, влево. Акустик: "Прослушивается работа одного винта и посторонние шумы, нашей ракетной лодке не характерные, что-то как бьется что ли?"
Доклад акустика: "Центральный, нас лодка по ЗПС (звукоподводная связь) вызывает!" Что? Что случилось? Командир, еще не раскрыв глаза, хватая руками воздух, уже вываливается из штурманской рубки. По звукоподводной связи доклад: "За нами ведет слежение атомная лодка США. Три раза имитировала торпедную атаку с использованием ГПД. Пыталась два раза таранить. От второго тарана разрушена левая линия вала. Лодка герметична, течь устранили. Продолжаю выполнять задачу. Прикрой!".
Вот, гады! Пока мы уводили противолодочные корабли от нашего ракетоносца, они установили за ним слежение противолодочной лодкой и долбят, чтобы сорвать ему выполнение задачи патрулирования в районе. Что ж, этот вариант со стратегом мы тоже рассматривали. Теперь ракетоносец будет маневрировать, не давая себя таранить с использованием активных трактов для измерения дистанции, маскируя наши активные средства. А мы, мы идем на таран! Доклад акустика: "По пеленгу 300 градусов шум винтов атомной подводной лодки".
"Боевая тревога, слежение за атомной лодкой противника. В отсеках быть готовым к таранному удару". "Корабельному боевому расчету определить параметры движения, дистанцию до цели". "Акустики, докладывать характеристику направленности по вертикали". "Штурман, рассчитать маневр для занятия позиции на курсовом угле 160 градусов, дистанция 5 кабельтов", "Обе турбины 300 оборотов".
Пошли доклады боевого расчета: "Курс лодки 94 градуса, скорость 28 узлов, дистанция 17 кабельтовых, курс для занятия позиции 54 градуса, скоростью 12 узлов, время на занятие позиции 5 минут".
"Право на борт, на курс 54 градуса, скорость 12 узлов" "Акустикам внимательно слушать, с уменьшением числа оборотов немедленно доклад!"
"Лодка в позиции на курсовом угле 160 градусов, дистанция 5 кабельтов, увеличивается". "Ход 15 узлов, акустики, увеличиваем ход, внимательно слушать, с потерей контакта доклад".
Теперь сблизится с лодкой надо, лучше сделать скрытно, если супостат нас обнаружит, начнется карусель, хотя в ней нет ничего плохого, за это время наш стратег скроется.
Акустик: "Контакт с целью потерян". "Ход 6 узлов!" Акустик: "Восстановлен контакт с целью, скорость цели 6-8 узлов, характеристика направленности плюс 2 градуса". "Боцман всплывать на 80 метров". Глубина 80 метров. Угол характеристики направленности минус 2 градуса, интенсивность шумов лодки быстро нарастает, курсовой угол 4 градуса левого борта". "Боцман, держать 80 метров".
"Акустики посылку в режиме измерение дистанции". Доклад "50 метров, курсовой 5 градусов левый борт, угол характеристики минус 2 градуса" Итак: Лодка противника от нас слева 5 градусов, дистанция 50 метров, и она под нами. Где и когда еще такую позицию получишь? Таран?! "Ход 15 узлов!" "Акустики измерить дистанцию" "Дистанция 12 метров" "Рулевой держать 2 градуса влево по компасу" "Ход 8 узлов" Толчок, сила инерции нас дернула вперед. В носу загрохотало. Первый отсек, доклад: "В районе 5-10 шпангоута наблюдали удар по корпусу ниже ватерлинии, ниже палубы первого отсека" "Право на борт! Осмотреться в отсеках". "Акустики, доложить о повреждениях". Акустики: "Гидроакустическая станция в режиме шумопеленгования работает, большие помехи по левому борту. Шумов винтов лодки не наблюдаем, слышан шум продуваемого балласта".
Ну вот, амиго, и до тебя дошло, что мы тоже не просто так автономный паек лопаем. Попался голубь, теперь кричи, зови своих. А мы к своему стратегу, у нас еще домашние заготовки имеются.
Уважаемый читатель!
1.Такая ситуация, когда мир стоял на пороге войны, не раз складывалась, это Карибский кризис, это 1983-85 год, сбит Южно-Корейский самолет над Монероном, вдоль наших западных границ выставлены крылатые ракеты "Першинг" с ядерной боеголовкой. На Дальнем Востоке, в Японском море армада авианосцев Мидуэй, Китти-Хок, Энтерпрайз, атомные подводные лодки с крылатыми ракетами "Томагавк". Действия наших подводников охладили пыл американских политиков. Ведь именно, они, политики, являются зачинателями всех войн. Военные только инструмент в их руках. В результате действий наших лодок были сняты першинги с наших границ. Авианосцы вышли из Японского моря. Угроза на сей раз миновала. Так что флот России нужен.
2.Я не называл некоторых имен и названий подводных лодок, люди и так переживают, но им хочу от всех нас сказать спасибо. Да, где-то ошиблись, где-то не смогли, но они были первыми, это на их может быть ошибках, а может единственно правильном решении мы учились и уже шли вооруженные знаниями, готовыми к противостоянию.
3.Это всего лишь рассказ, но многое было, может не совсем так, как у меня, но я написал рассказ, а не представление на орден. Я совсем не претендую на историческую точность или изысканную грамотность, просто хочу донести до людей про флот, подводные лодки, про подводников.
Примечание:
Несколько примеров подводного противостояния:
ПЛА "К-10" 1983год, командир капитан 1 ранга Медведев, в Южно-Китайском море имела столкновение с китайской лодкой. ПЛА «К-10» нижней частью форштевня (нос лодки) ударила другую лодку в корпус. Лодка китайская погибла, с ней, кроме экипажа, группа ученых. Корпус нашей лодки остался герметичным. (Я, будучи старшим помощником командира "К-259", разговаривал с капитаном 1 ранга Медведевым - заслуженный, грамотный, уважаемый моряк и приятный человек, в Чажме мы с ним встретились, было очень интересно, я всегда учился.)
Дизельная ракетная лодка "К-129" в 1968 году командир капитан 1 ранга Кобзарь, предположительно столкновение с подводной лодкой ВМС США, погибла лодка со всем экипажем.
ПЛА "К-259", командир В.Д. Хаперский, я - старший помощник, слежение за авианосцем. Дважды атомная подводная лодка с носовых курсовых углов пролетала рядом с нами. Судя по изменению пеленга, она была настолько близко, что столкновение мы не смогли бы предотвратить, пеленг летел так быстро, что времени хватало только на то, чтобы воздух в легкие набрать для команды. За минуты до обнаружения и командир, и я осматривали горизонт в перископ. Привычка у меня вести постоянное круговое наблюдение. А я себе верю!
В 80-ые годы, американские лодки вели скрытное слежение на кормовых курсовых углах наших ракетоносцев, а в случае потери контакта, лодка на скорости бежит в точку потери и прослушивает горизонт для обнаружения нашего стратега, вот тут-то они и "встретились". Наша ПЛА "К-211", командир капитан 1 ранга Захарин Лев Васильевич, получила удар в районе винто-рулевой группы, выведена линия вала. Это произошло на боевой службе в ноябре 1981 года, по рассказу моего друга и одноклассника Алексея Гладкого (вахтенный офицер) и послужил основанием для написания моего рассказа.
Не буду называть ни номер лодки, ни фамилию уважаемого мною командира, талантливого подводника, на плечи которого легла ответственность по применению оружия, описанного мною, это его лодка была трижды «атакована торпедами?».
Мой друг, командир лодки капитан 1 ранга Дмитрий Миргазов, с автономки пришел, легкий корпус задран на рубку. Чем его атаковали, что применяли, кто наехал?
Честь имею.
Ветеран подводного флота России капитан 1 ранга Ю.Сувалов
Оставить комментарий