Главная По краю Донскому «Рассказы старого подводника».
12.09.2012
Просмотров: 3972, комментариев: 3

«Рассказы старого подводника».

Капитан 1 ранга в отставке Юрий Васильевич Сувалов.

Прошел нелегкий путь от курсанта Тихоокеанского высшего военно-морского училища до командира атомной подводной лодки Тихоокеанского флота. Его более 20 рассказов представлены на сайте «Автономка»: http://avtonomka.org/novosti/kapitan-1-ranga-suvalov-uriy-vasilevich.html и, с разрешения автора, некоторые из них представляем вашему вниманию.

(Текст полностью сохранен, как он представлен на страницах сайта. Фотографии и иллюстрации подобраны администратором нашего сайта и прямого отношения к рассказу не имеют.)

По местам стоять, к всплытию!

И только ты страна полей

предпочитаешь сдуру,

Делам своих богатырей,

Их содранную шкуру.

Писать рассказы меня подвигли кадеты Белгородские. Есть такая славная организация в Белгороде «ВПК «Маяк». По роду своей работы я от «Родины», остановка так называется, до «Тысячи мелочей» самоходом и для здоровья полезно и на людей поглядишь.

И вот на площади увидел я пацанят в форме морской. Форма подогнана, отутюжена, как и у нас в ТОВВМУ, когда мы в увольнение вырывались девчат с ума сводить. Кадеты морские деловиты и серьезны, с уважением к своему положению и к флоту. Смотреть приятно. И родилась у меня мысль рассказать пацанам, что такое флот, чем он занимается. И еще, согласно сегодняшней жизни, у людей доллар в глазах мир застил, а есть еще и настоящая мужская работа, доблесть и мужество.

По фильмам смотришь, к примеру «Автономка», «Робинзон». Кроме того, что там ни одной команды нет верной, так еще и сюжет…. Я бы на месте налогоплательщика ни копейки не дал на флот . Ну что это такое, лодка в море вышла не понятно зачем, половина сгорели, часть утонули, а кто остался разборки какие-то на берегу.

Мне как-то мужик один злобный, он где-то на Севере паттерны для лодок строил, с сарказмом: «Вот в Советском Союзе сотня лодок была и зачем это деньги народные тратить». Я ему как всегда вежливо отвечаю: «Мужик тебя в скалах часом не контузило, жизнь возле флота прожил…, с мозгами дружить надо»?

Не люблю, когда про флот дилетанты плохо. Но им ведь объяснять надо, а не запугивать пожарами, да гибелью.

Еще Юрий Гагарин в свое время сравнивал полеты в космос со службой на подводных лодках, заметьте, не лодки с работой в космосе, а космос с лодками.

Вообще подводники они сродни с авиацией, по степени опасности, по родству стихий, легкости и беззаботности характеров на отдыхе и в кругу друзей и преданности делу. Эти профессии требуют мозг математика и сердце авантюриста. Это когда мозг говорит: «нельзя, нельзя, нельзя, а сердце: « а давай попробуем… ведь нужно». Кто-то завопит: «Вот, вот, вот откуда аварии…» Да нет господа хорошие: «Отсюда атака века Маринеско, три тысячи подводников Рейха на дно морское, это Фисонович, Стариков, Лунин, это Северный полюс, это боевые службы, слежение за авианосцами и т.п.»

С уважением отношусь к «десантуре», как они себя небрежно так называют. Вспомните роту Псковского десанта. Беспредельное мужество, доблесть и верность. Вечная им Слава! Вот настоящие мужские профессии.

У американцев каждый президент служил на флоте или в авиации. Флот национальная гордость Америки. В Англии принцы за честь служить в вооруженных силах.

А у нас юристы, финансисты, артисты…., за деньги диплом, а сами ни уха, ни рыла.

Рассказы свои пишу, чтобы люди знали, что такое флот. В «Белгородской правде» опубликовали один рассказ, спасибо. Но «Белгородская правда» это газета очень серьезная и выписывают ее в основном на предприятия и организации. А мне про флот до основной массы донести надо. Поэтому я и обратился в газету «Житье-Бытье», отдал им свои рассказы. Они решили брать материал из моих рассказов и писать свои статьи. И вот присылают свои правки. Журналист Саня судя по его ручкам ни когда в армии не служил. Но взгляд у него стратегический. Как бы побольнее укусить, ударить по нашему флоту. Спрашиваю, Саня ты своими статейками чего хочешь то. Отвечает, порядок на флоте навести хочу… А знаешь ли ты Саня как форштевень заточить, с какой стороны подходить то надо.

У Лермонтова, правда, по другому поводу:

«Не мог щадить он нашей Славы,

Не мог понять в сей миг кровавый.

На что он руку поднимал….»

Так там про Дантеса, а тут свои, русские, русский флот в дерьмо, но за то: «Однако я наполеончик.» Так вот, чтобы знали, подводный флот, выйдя в море, задачи решает :

-Ракетные атомные подводные лодки, несут боевую службу в готовности к нанесению ракетного удара по врагу, боятся этого удара и особенно американцы, не было бы этой готовности, давно бы нас смяли и уничтожили. Это только либералы вопят: «давайте сдадимся Америке, соплячка на болотной: «оранжевую революцию хочу…, (может спутала с сексуальной)», им за это бабки, яхты, должности предательские, а нам опять в крепостные, было иго татарское, станет американское.

В 1985 году, когда Рейган выставил на западных границах нашей Родины свои першинги, это ракеты средней дальности, в кратчайшее время способные уничтожить наши административные и промышленные центры. В ответ наши подводные ракетоносцы были брошены в Аляскинский залив, северяне в Бискайский. Подлетное время наших ракет сократили в три, четыре раза. Трудно пришлось нашим подводникам, все силы на них бросили, выдавить, спровоцировать, уничтожить. Тогда профессионализм, мужество и стойкость наших подводников охладило пыл американцам. Убрали они свои першинги от границ наших.

Не знаю я всех фамилий. Назову тех, кто был тогда на слуху, капитан 1 ранга Копейкин, был атакован несколько раз. Командир Дима Миргазов друг мой, с моря пришел, надстройку на рубку завернуло, когда его спрашиваешь, молчит, только синие глаза темнеют. Алексей Гладкий мой друг и одноклассник по училищу, лодка американская таранила, в стабилизатор пришлось, выведена из строя левая линия вала. Взяли линию вала на тормоз и продолжали выполнять задачу. 

А в море наши подводники ходили по циклу 90 суток в море, 60 на берегу и на 90 в море. Ну-ка финансисты-экономисты прикиньте, на сколько вас хватит. Атомные многоцелевые подводные лодки, слежение за авианосцами. Не могли в то время авианосцы беспрепятственно шляться по морям, угрожая своей мощью. Наши лодки отслеживали их, выдавая целеуказания на ударные силы флота. Сложное и рискованное дело, советские подводники успешно с этим справлялись.

А сколько сейчас авианосных ударных групп у американцев…, 12. Кто будет этим заниматься? Лодок то, уже далеко не сто. И, несмотря на все, наши подводники решают задачи, а флот, флот создавать необходимо. А чтобы флот создать, надо экономику возродить. Покупкой Мистралей или снайперских винтовок проблему не решить.

Когда страну мою грабили, кто как не Гайдар сказал в Комсомольске на Амуре, «все больше отсюда лодки не выйдут». Надо же, вышел мальчиш-плохиш с банкой варенья из сказки своего деда. А флот жив, живы традиции флотские и люди на флоте есть, те для кого ветер в снастях свистит и музыкой звучит по отсекам: «По местам стоять, к всплытию.»

А новые противолодочные лодки с хорошей гидроакустикой и малошумные, ракетоносцы американские атомные гоняли в готовности к их уничтожению, если у тех желание вдруг возникнет по стране нашей удар ракетный нанести. Боялись наших 671 РТМ, а когда «Гепарды», «Ягуары,» пришли, сникли американцы. Одна треть подводного флота всегда была в море. Остальные в готовности.

Так-то вот. И не горели и не тонули, во всяком случае, не ради этого в море ходили и ходят, как в фильмах показывают. И вообще господа киношники, прежде вопрос изучите, а уж потом снимайте. Есть фильмы про подводников и артисты есть: «Командир счастливой щуки, Вельяминов хорош», «72 метра, Краско-любимец флота», «РQ-17, Мерзликин – мечта каждого подводника быть в то время и как он, (Лунин)»

А то сидит уважаемый артист в «открытой студии», и переживает, что лейтенанту 50 тысяч платят, а актеру с дипломом нет» Мне кажется актер своим искусством, талантом, трудом великим должен не только зарабатывать на хлеб, но еще и радовать зрителя, заставлять его плакать и смеяться. И это высшая награда артисту. А размахивать дипломом…, моя бабушка говорила: «К высшему образованию еще бы средним ум, а с захудалым умишком и диплом не впрок».

Читал статьи наших адмиралов, важных и умных, для флота правильно написаны и нужно. А я то, для простых граждан пишу, для пацанов и если хоть один влюбится в море, я буду думать, что пишу не зря. Не писатель я, и меня смущает возможная критика, есть такая категория людей, вечные начальники КПП или другие подобные мелкие штабные деятели. В академии учился, военно-морскую историю капитан 2 ранга преподавал, любил рассказывать про свою библиотеку, еще что-то он собирал. В море вряд ли он когда был.

Да и бог с ним, но то, что он на Пикуля в ЦК писал, нет, говорит в его романах направляющей и руководящей деятельности партии и с какого-то окна площадь Красная не видна, а Пикуль пишет, что видна, это про историческую точность. Утрирую. Схватились мы с ним. Я ему: «Да у нас Пикуль единственный человек, кто о море пишет.» На экзамене поставил мне четверку.

Так вот для вас заявляю, ради Бога, я не Пикуль и не писатель . Просто хотелось мне про флот написать... И критиканам достойно ответить.

С удовольствием приму поправки, разумную критику.

Комментарии

грозится Класс! В самую точку....

Гость
12.09.2012, 12:19

Спасибо за правду!
Когда раньше выпускали фильм, в титрах обязательно стояла фамилия и звание консультант(генерал или полковник).
И все было приближено к правде.

Офицер морской авиации
12.09.2012, 21:07

преподаватель Доценко?
Какие года ВМА?

Гость
13.08.2015, 10:45

Оставить комментарий

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930