Интервью
- Самая большая опасность – это «мертвые» поселки
- Пояс чемпиона мира приедет в Волгодонск
- Какой станет местная власть
- Главный документ гражданина России
- Пришел опытный и настойчивый сыщик
- Жду встречи с боксером, победа над которым принесет звание чемпиона мира
- ЭДИК АРУТЮНЯН: Я ВОЗГЛАВИЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КЛУБОВ РОССИИ
- На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…
фотогалерея
Самым старинным храмом Усть-Донецкого района является храм Рождества Пресвятой Богородицы в хуторе Каныгин.
Хутор Каныгин был основан в 1788 году и входил в юрт станицы Раздорской. Долгое время хутор не имел своего храма. Хуторяне ходили на богомолье за шесть километров в ст. Раздорскую в храм Донской иконы Божией Матери.
Шли годы, и хутор Каныгин расширялся, множилось число его жителей. Церковь в стагице Раздорской, несмотря на свои внушительные размеры, стала тесной для прихожан самой станицы. В связи с этим хуторяне ходатайствовали перед Донским архиепископом о разрешении на постройку храма. Разрешение было получено, и начался сбор средств на его строительство.
Однако начавшаяся в 1877 году русско-турецкая война прервала сбор средств, к тому же казаки хутора ушли на войну. Во время одного боя сотня каныгинских казаков, служивших в Раздорском полку, на глазах у императора Александра Второго в результате молниеносной атаки разгромила крупный отряд турецкой конницы. Растроганный отвагой казаков император тотчас распорядился о представлении всей сотни к георгиевскому кресту и выдаче каждому казаку по 50 рублей серебром. Когда казаки вернулись в свой хутор, то на радостях загуляли. И как гласит местная легенда, к ним подошла незнакомая женщина и сказала : «Казаки, вы все гуляете, а храма-то у вас в хуторе нет!» В миг протрезвели казаки, поняли, что это было явление самой Богородицы. Тогда штаб-офицер Никита Иванович Секретев предложил пожертвовать полученные деньги на храм.
На слова Секретева откликнулись не только хуторяне, но и раздорцы. Правление Войска Донского пожертвовало на строительство храма каменный подвал. В 1878 году в хуторе состоялась закладка каменного однопрестольного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство шло быстро и организовано. И в 1879 году храм был построен и освящен.
Тяжелые испытания выпали на долю храма в 1920-30 годы. Тогда варварски сорвали 62-х пудовый колокол. Храм заколачивали досками, планировали превратить его в клуб или склад. Но благодаря стойкости хуторян этому не суждено было осуществиться.
Летом 1962 года взорвали храм в станице Раздорской. Команда взрывников приехали и в хутор Каныгин. Но женщины с детьми собрались как у стен храма, так и в самом храме и сказали: «Взрывайте вместе с нами». Ни просьбы, ни угрозы начальства не подействовали, верующие отстояли свой храм. Была и вторая попытка взорвать церковь, но и она не удалась. В 60-е годы также не удалось закрыть церковь.
В 2003 году трудами прихожан и настоятеля были заменены старые купола храма на новые позолоченные. Жизнь храма продолжается, несмотря на то, что в хуторе осталось 370 жителей.
Но есть и другая версия истории храма,основанная на подлинных документах найденных и обработанных Анатолием Шатохиным. Я думаю, что он не обидится если часть его работы в этом направлении представлю вам:
"Сентябрь 1879 года был ознаменован окончанием строительства и освящением храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в хуторе Каныгин юрта Раздорской на Дону станицы. В 1879 году к церкви Донской иконы Божией Матери Раздорской на Дону станицы была приписана построенная в том же году в хуторе Каныгин церковь Рождества Пресвятой Богородицы (далее Рождественская). Как и все казачьи храмы (станичные и хуторские), воздвигнута она была «по усердию и на средства прихожан».
Основанный в 1788 году в 6 верстах от Раздорской на Дону станицы хутор Каныгин долгое время не имел своего храма, и хуторяне вынуждены были ходить на службу в Богородицкую церковь, расположенную в Раздорской станице. К моменту закладки первого камня в 1878 году в хуторе насчитывалось 177 дворов, 468 жителей мужского пола и 500 женского пола. До наших дней дошла только красивая легенда отражающая историю постройки церкви в хуторе Каныгин. (Это та же легенда, см. вначале)
Так гласит легенда, которая не подтверждается архивными документами. А коллежский асессор Никита Иванович Секретев был первым церковным старостой церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина избранным "на сию должность в июне 1881 года прихожанами с согласия священно церковнослужителей". Прослужив на этой должности бессменно 10 лет (3 срока) в 1891 году был избран председателем церковно-приходского попечительства. Еще до смерти Н.И. Секретева его жена Елена Семеновна Секретева оставила духовное завещание, утвержденное к исполнению 10 марта 1911 года согласно которого они жертвуют: «4000 рублей, из которых 2000 рублей на церковь в хуторе Каныгин на распространение ея и устройство иконостаса, 100 рублей той же церкви и 1000 рублей причту той же церкви». Никита Иванович Секретев скончался 5 марта 1912 года и был похоронен на церковной территории, на которой обычно хоронили священно церковнослужителей и граждан, внесших большой вклад в развитие и служение церкви. На сохранившейся до наших дней чугунной плите, которая находится сейчас за церковным забором имеется надпись: «Здесь покоится прахъ Никиты Ивановича Секретева ск. 1912 г. марта 5-го дня на 77 году Миръ праху твоему дорогой дядя».
Буквально в нескольких метрах от этой плиты имеется каменное надгробие поросшее мхом сквозь который можно прочитать слово "священник". К сожалению во время поездки в хутор Каныгин летом 2009 года связи с отсутствием времени не удалось очистить надгробие что бы прочитать надпись целиком. Надеюсь это сделать летом 2010 года. В ведомости о церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина за 1883 год имеется интересная запись «церковь построена по усердию и на средства прихожан и войсковым начальством был пожертвован каменный подвал в 500 рублей». Как следует понимать вторую часть предложения «войсковым начальством был пожертвован каменный подвал в 500 рублей»? Каменного подвала в церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина нет, тогда что означает указанная фраза. Возможно, Войсковое начальство передало каменный винный подвал, оцененный в 500 рублей, который находился в Раздорской на Дону станице как строительный материал для постройки церкви или же продало его с аукциона, а вырученные от продажи деньги передало на постройку храма. Но это только предположения. В ведомости о церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина за 1893 год имеется еще одна запись, проливающая некоторую ясность на этот вопрос: «церковь построена в 1879 году по усердию на средства прихожан и по разрешению епархиального начальства вновь устроена из пожертвованного каменного подвала Войсковым начальством». А это значит, что после постройки церкви вероятнее всего произошло обрушение, для устранения которого и был пожертвован Войсковым Начальством каменный подвал который пошел на ремонт церкви.
Ставит точку в вопросе постройки Рождество Богородицкой церкви запись в ведомости о церкви за 1900 год, которая гласит: «Церковь построена в 1879 году из пожертвованного войсковым начальством каменного подвала и на средства прихожан» а это значит, что церковь строили из камня и другого строительного материала пожертвованного для строительства церкви Войсковым начальством каменного винного подвала Раздорской на Дону станицы.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина была однопрестольная «один Престол во имя Рождества Пресвятыя Богородицы», каменная «с таковою же колокольней, а купол деревянный, покрыта железом, без ограды, утварью снабжена достаточно»
. В 1889 году вокруг церкви была установлена деревянная ограда, а в 1914 железная на каменном из ракушечника фундаменте.
Богослужение первые несколько лет с момента освящения церкви справлялись поочередно священниками Раздорской Богородицкой церкви. По высочайше утвержденному от 1882 года штату, причта при ней было положено, один священник и один псаломщик.
В 1883 году церковь Рождества Богородицы хутора Каныгинского стала самостоятельной приходской церковью, прихожанами которой были жители двух хуторов: Каныгинского и Ольховского. Более подробную информацию об этом и многом другом смотрите по адресу: http://blogs.mail.ru/mail/shatohin_
Александр Тихонов
Всего комментариев: 8 0
* 6 AlexandrHor (18.02.2012 12:59) What it a first thing you are looking at when is situated on internet shop? Of course it is the variety of goods and prices. Assa.biz is the one of the biggest shops of electronic products, which can give their visitors qualitative goods and attractive prices. We offer to our customers magnificent service and fast delivery at any point of the country. And it means that your mood never will be bad because of any similar internet shop. All our clients remain happy after their every buy. So if you want to buy something for your home or to surprise your native with a good gift, just look through our internet shop and choose anything you want.store high-quality and inexpensive electronics Netbooks LG 47LW5600 47 Inch 3D 1080p 120Hz Smart TV LED ASUS Eee PC Seashell 1018P-PU27-WT 10.1-Inch Netbook (White) Gateway/Acer Retail, Dual-ScreenTouch-GorillaGlass Tablets Blu-ray Players
5 vipgod (11.02.2012 22:31) Отлинчая стаья, мне нраивтся, достойно.
* 4 Сергей (24.12.2010 09:05) Очень странно, но что -то совсем не развит здесь туризм. А ведь можно сделать -здесь все есть. Купить и отремонтировать старый казачий курень (их здесь сохранилось еще много), заселить желающим поработать казаком 18-19 века. Приобрести инвентарь, орудия труда,животных и пусть живет в этом курене человек и семья, проводит экскурсии по своему подворью и станице и получает за это деньги. В Европе, а особенно в Швейцарии на этом держится весть туристко-музейный бизнес. А у вас тут все есть - и церковь старая, и кладбище старое (только восстановить старые и завалившиеся надгробия) и старые строения. Не дайте загубить историю в ее настоящем виде, а то скоро мы этого не увидим. Ведь даже здесь, в забытом богом и людьми уголке, уже строят современные коттеджи и прочее....
3 Григорий Павлович (16.12.2010 21:50) Не совсем согласен с Анатолием - все главное сейчас рассказать людям и показать, что рядом с нами еще есть прекрасные храмы, церкви, монастыри. А вот всю правду об объекте каждый ищет сам и делится с ней с другими. Где сейчас разберешь - где правда, а где легенда
2 Анатолий (16.04.2010 18:11) Уважаемые друзья. то что делаете великолепно, но та информация которую вы даете описывая историю церквей взята вами из интернета и в своем большенстве не соответсвует действительности а это очень прискорбно. Информация по хутору Каныгину и станице Раздорской не соответствует полностью.
Часть истории Каныгинской церкви предствалена по этому адресу: http://blogs.mail.ru/mail/shatohin_a/
Так же есть полностью восстановленная история церквей: Раздорской на Дону станицы, хутора Ольховского, хутора Сусатского, Мелеховской станицы, хутора Киреево-Кадамовского, Мечетинской станицы и др.. К сожалению объемы этих повествований с биографиями священно церковнослужителей до 100 листов.
] 1 lila (10.04.2010 14:41) До земли кланяюсь вам- старшее поколение Каныгинцев. Не испугались и отстояли храм. А вот нынешнее поколение развалило страну.
Анатолий, подскажите где можно найти как вы говорите восстановленную историю церкви Раздорской на Дону станицы?
Оставить комментарий