Интервью
- Самая большая опасность – это «мертвые» поселки
- Пояс чемпиона мира приедет в Волгодонск
- Какой станет местная власть
- Главный документ гражданина России
- Пришел опытный и настойчивый сыщик
- Жду встречи с боксером, победа над которым принесет звание чемпиона мира
- ЭДИК АРУТЮНЯН: Я ВОЗГЛАВИЛ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КЛУБОВ РОССИИ
- На юге Волгодонска появится новый город для многодетных семей…
фотогалерея
Спасти Цимлу и наполнить донской бассейн
В конце августа в Цимлянске произошло, можно сказать, эпохальное событие. Мобильная приемная департамента администрации президента РФ проводила прием граждан.
Возможностью донести федеральным чиновникам свои мысли и чаяния по поводу бедственного положения Цимлянского водохранилища не преминул воспользоваться известный в области нарушитель спокойствия, на всё имеющий собственное суждение, житель Цимлянска и активный читатель «Вечерки» Николай ЛУКЬЯНОВ.
Озвучив свои идеи в режиме онлайн начальнику департамента Н.П. Масловой, Николай Петрович отправил вслед и своё письмо.
Думаем, что нашим читателям будет небезынтересно познакомиться с выводами и предложениями человека, отличающегося оригинальностью мышления.
Уважаемая Наталия Петровна!
Так как меня никто не выслушает в ростовских областных коридорах власти, а сказать есть что, прошу направить это письмо в банк данных правительства Ростовской области. (Отчасти и наша газета выполняет свою миссию, предавая гласности гражданскую позицию нашего читателя, прим. ред.).
Два года назад в областных СМИ поднялся ажиотаж по поводу того, что Законодательное собрание области приступило к созданию нормативной базы по гармоничному использованию водных ресурсов Цимлянского водохранилища. Однако вскоре все стихло, видимо лоббисты от перевозчиков нефти не были заинтересованы в том, чтобы у них, кроме прав появились и обязанности. Чтобы через четыре года на ростовском стадионе к мундиалю-18 ничего не случилось из-за прорыва Цимлянской плотины, прошу взять на контроль выполнение Цимлянской ГЭС – Лукойлом - первостепенных мероприятий для устранения видимых невооруженным глазом проблем.
С момента строительства Цимлянской плотины по всей её длине – 12 км, лежал штабель бутового камня, исчезнувший в начале 90-х. В нижней части плотины, особенно в Цимлянске, дренажи забиты мусором, заросли камышом и кустарником. Чревата большими проблемами ликвидация обходов и осмотров плотины, тем более, водолазный её осмотр.
С 90-х годов ГЭС перестала благоустраивать примыкание Цимлянской плотины к правому берегу водохранилища. В результате визитная карточка Цимлянска – пляж, превращена в свалку мусора, там - заросли амброзии, прибитый штормами камыш и топляк, откосы плотины имеют дюны с мусором и зарослями репейника. ГЭС сбрасывает воду через шандоры по главному руслу, а не через крайние правобережные, что очень важно для аэрации воды в зоне водозабора Цимлянска.
В борьбе с сине-зелеными водорослями неплохие результаты дает заселение хлореллы, но это было сделано в таких скромных масштабах, что результат ещё более скромен. На случай разлива нефтепродуктов при аварии танкеров необходимо иметь в запасе боновые заграждения. Надо инициировать берегоукрепление для сохранения древних правобережных цимлянских городищ.
Теперь о том, что не лежит на поверхности.
Будущая нормативная база не должна быть локальным актом, не должна ограничиваться только акваторией водохранилища. Цимла появилась не по желанию местных жителей, а волею правительства государства. Оно же должно продемонстрировать свою волю и в устранении перекосов, которые выявились в процессе полувековой эксплуатации первенца великих строек коммунизма.
Наибольшую проблему представляет маловодье. За последние четыре года недобор воды до проектной отметки – 36 м, составлял в среднем 1,5 м или 3,6 кубокилометра. Поэтому ещё в конце 80-х было начато строительство так называемого Волго-Дона -2 для передачи Дону по Иловле 5,8 кубокилометров воды из Волгоградского водохранилища.
Цимла испытывает огромный дефицит воды. Тем не менее, в угоду перевозчикам нефти, появилась практика сброса её через шандоры Цимлянской ГЭС для повышения уровня Таганрогского залива. Когда затяжные восточные ветры сгоняют воду из залива в Азовское море.
На мой взгляд, возобновление строительства ВД -2 нежелательно, так как качество воды в Нижней Волге на порядок ниже донской из-за наличия в ней солей и ионов тяжелых металлов.
Мои предложения по передаче воды в Донской бассейн по следующим трактам. Два кубокилометра – из Оки у Каширы в Дон у Новомосковска. Ещё два – тоже из Оки ниже Рязани в Лесной Воронеж. Это необходимо, в первую очередь, для усиления проточности тоже деградирующего Воронежского водохранилища. Один куб – из Кубани в районе Невинномысска - в Маныч по Егорлыку путем пробивки второго тоннеля для сброса излишков кубанской воды в период затяжных дождей и интенсивного таяния льдов на Кавказе.
В этом случае также отпадет необходимость сброса воды из Цимлы в Маныч по Пролетарской ветке. На мой взгляд переброска этих вод позволит хотя бы раз в три – четыре года заполнять нижнедонскую пойму в мае для нереста рыб в естественных условиях.
У нас же, за 62 года существования водохранилища, вода разливалась в пойме четыре (!) раза – в 1963, 1969, 1981 и 1994 годах.
И, наконец, главное.
Необходимо естественные косы Таганрогского залива: Беглицкую с севера и Белосарайскую с юга, - дополнить створом плотины (с судоходным пропуском) – южный аналог плотины в Санкт – Петербурге. Но, если в Финском заливе плотина закрывается при западном нагонном ветре, то в нашем случае она должна открываться для пропуска нагонной воды, чтобы в устье Дона вода не доходила до критических отметок. Это даст устойчивые судоходные глубины в портах Таганрогского залива. Отпадет необходимость в черпальных работах на судоходном канале и сбросах воды из маловодной Цимлы. В заливе будет оставаться пресная донская вода, что улучшит кормовую базу для естественного рыбовоспроизводства. Плотина также пресечет возможность захода украинских браконьеров в этот рыбный заповедник.
В свое время в Северо-Кавказском научном центре была разработана математическая модель Азовского моря. Настала пора качественную идею измерить количественно, то есть просчитать будущие экологические и экономические последствия предлагаемого проекта.
Цимлянскому водохранилищу кранты - еще год-другой и оно, с нашего молчаливого согласия, превратится в болото. И все это благодаря нефтетанкерам- сукам поршивым
Николай Петрович Лукьянов на протяжении многих лет поднимает вопрос о судьбе искусственного водохранилища. На это раз его предложения носят очень сложный и трудозатратный вариант. И брать воду из Волги, Оки, Кубани, строить новые плотины в Таганрогском заливе. Это стоит бешеных денег. Но море надо спасать. В нынешнем году на рейдах на Дону, и в Цимлянском водохранилище около 14 и 15 шлюзов скапливалось до 70 судов одновременно! Почти все они везли нефть и нефтепродукты. Вот с них и надо брать деньги на реализацию проектов на по наполнению воды в Цимле. Иных источников уже нет.
Оставить комментарий