Главная Служу России Отдраен верхний рубочный люк
25.10.201313:47
Просмотров: 3534, комментариев: 0

Отдраен верхний рубочный люк

Памяти подводников посвящается!

«В море соли и так до черта

Морю не надо слез.

Наша вера сильней расчета,

Мы идем на "Авось!»

В море такая команда звучит при всплытии в надводное положение после продувания средней группы цистерн главного балласта. Вот и мы подошли в точку всплытия, прослушали горизонт, определились с безопасностью. Всплыли на перископную глубину, быстро осмотрев в перископ горизонт, дал команду: "Всплывать! Продуть среднюю". На лодке с отработанным экипажем, отшлифованным ГКП и говорить-то особенно нечего, так короткие команды. Вообще, когда экипаж отработан, как сейчас у нас, все катится само собой, ни суеты, ни лишних слов, ни жестов. Каждый человек расписан и точно знает, как и что ему делать. Старшина команды трюмных крутанул клапан экстренного продувания и воздух урча рванул в цистерны главного балласта. Лодка всплыла в позиционное положение и закачалась на волне. Я, полгода еще как командир, но уже за плечами командирская автономка, четыре моря, с американцами успел пободаться. По трапу на мостик, повернул рукоятку кремальеры, откинул крышку верхнего рубочного люка, осмотрел горизонт и по каштану с мостика доложил: "Отдраен верхний рубочный люк!", "Продуть главный балласт!"

Воздух морской после лодки влажный, противный, иодом, тленом пахнет. Ночь, мягкий бархат тьмы, только звезды блещут, луна над горизонтом, огромная, как живая, Южно-Китайское море. Пока выходил на мостик, команды давал, стараюсь не крутиться, ни до чего не дотрагиваться. Трюмного жду. По расписанию, сразу за командиром специалист-трюмный выходит. Освещает ограждение мостика, осматривает, протирает и готовит к погружению верхний рубочный люк, так заведено на подводных лодках.

Стою не шевелюсь. Кто его знает, что можно при всплытии на мостик подцепить. Один раз, еще лейтенантом, в косяк ставриды попали, так в надстройке столько рыбы было, ведрами таскали. А кто знает, какая зверюга в южных морях может на мостике оказаться. Как-то раз уже здесь в Камрани отправили меня на катере для обеспечения безопасности дифферентовки дизельной подводной лодки, командир Валера Григорьев. Дифферентовка дизельных лодок происходит без хода, прямо здесь в бухте Бинь-Бяо. При дифферентовке проверяется фактический вес лодки и приводят его разницу с расчетной близкой к нулю. Для чего, можно прочитать у Архимеда. Так вот дизелюха начала медленно уходить под воду, только часть рубки над водой осталась. Удифферентовались. Всплыли. Я ближе подошел, спросить про замечания. Смотрю, командир на мостике, руками машет, что-то кричит, а по нему что-то двигается.

На всех кораблях надводных и подводных есть крысы, это настойчивые спутники всех моряков, кто бы, что ни говорил. В Камрани на лодке в прочном корпусе жарко, душно, только человек обливаясь потом может выполнять свою работу. А вся живность лодочная такое издевательство над организмом своим выдержать не может, вот крысы и переселились в надстройку. И когда лодка начала медленно погружаться, они уходя от воды сместились в район верхнего рубочного люка, а тут и командир к ним. Еще эти змеи морские, как-то нырнул, в грот подводный попал, вода в бухте прозрачная, как в Красном море. Плыву, а впереди меня метрах в двух змеища огромная, полосатая. Я назад, куснет, это все, уже ни кто не поможет. Вообще, в Камрани такого добра как змей, каких только нет. На плавбазе Шарик - пес дворянский был. С нами купаться бегал, отскочил в зеленку с узкой полоски берега, заскулил бедняга и минут через пять кончился. В общем, когда мы ночью всплывали, я с осторожностью выходил на мостик.

Как-то раз всплыли днем, смотрю, ползет ко мне гадина, зубы скалит. Зубья здоровые, белые, с каждого яд каплет. Тут старшина команды трюмных подоспел. Справились мы вдвоем с гадом, яда сцедили тогда полбанки, очень лечебный. Помогает, особливо от превратностей судьбы. Может кому надо? Так что опасаюсь ночью на мостике, мало ли что. И в этот раз всплыли в надводное положение, ночь, руки не видать, звезды алмазами, да усы бело-голубые от носа лодки расходятся. Ограждение мостика осветили, осмотрел, все спокойно. Старшина трюмных вниз спустился. Один я на мостике остался, воздух ночной вдыхаю и закурить пытаюсь. Первая сигарета всегда такая противная, вонючая, что немедленно ее с омерзением за борт, через секунды вторую, третью. И вот прикуривая, вдруг кожей почувствовал, что стоит рядом со мной женщина, вся в черном, лица не разглядеть, стоит и молчит. Я тоже молчу. Помните "Кавказская пленница", когда к жениху рэзать пришли, так там красавица Варлей, с ней бы я разобрался, пусть сколько угодно молчит. Тут из люка заорали: "Прошу разрешение на мостик", и видение пропало. Шло от этой женщины что-то, может немного сочувствия, может предупреждение, но вряд ли угроза или позвать куда хотела? Может хотела сказать, что впереди испытания и ты будь готов, тогда все живыми домой придем и лодка цела будет? А может, что напрасен наш труд, что через пять лет уже не будет нашей дивизии, что не будет СССР, что люди за ваучеры промолчат про Родину, забудут про долг и честь, и главное место в мозгах людей займет доллар. А может еще чего страшнее для России уготовано? Какая-нибудь мерзкая революция олигофренов. Это сейчас я так думаю, а тогда? Тогда по спине холодок, подводники суеверные люди, а тут такое.

Помню первые свои выходы в море еще лейтенантом. Я, вахтенный офицер на мостике, рядом командир лодки Кожевников и заместитель командира 26 дивизии подводных лодок капитан 1 ранга Мазульников, очень толковый, требовательный и обаятельный человек с точки зрения моряка, несмотря на всю его суровость. Вот от него- то я и научился первым морским суевериям. Отрабатываем элементы задачи два, что-то только что закончили, море штиль, хоть и зима, но тепло, идем по ветру. В то время выходя на задачу, да любой выход в море по плану боевой подготовки это 30-40 суток, не как сейчас, на три дня весь флот в море, КШУ называется, попробуй за три дня научись чему-нибудь. В общем уже мы наморячились, а сейчас расслабуха, наш командир на буй-вьюшке удобно устроился и потихоньку насвистывать стал. Вдруг замкомдива Мазульников задергался: "Где, что, как? Кто посмел?" Я тоже закрутился, что случилось не пойму, разобраться быстро надо, а то "по шее" вмиг схлопочешь, вахтенный офицер соображать быстро должен. Вдруг замкомдива взревел: "Это ты командир, да разве можно на мостике свистеть"!

Затем началась отработка вахтенных офицеров по выполнению маневра "Срочное погружение". Кого отрабатывать? Конечно меня, потому как один я такой на лодке, который только что с училища. Все нормально сработали, погрузились на 40 метров. Начали отработку маневра "Аварийное всплытие" боевой сменой. Дали воздух на продувание цистерн главного балласта, ход увеличили. Лодка вылетела на поверхность и завалилась градусов 20 на левый борт. Видел в глазах смятение, суетливые команды и доклады по "каштану", но тогда я еще ничего не понимал. Но запомнил, ничего зря не бывает и не проходит. Потом были еще и еще случаи, короче к моему становлению на лодке старшим помощником я уже стал оформившемся мистиком, который знает подводную службу, верит в приметы и всячески поддерживает флотские традиции, которые были еще на заре рождения флота. Стал нормальным моряком.

Вот и сейчас встреча оставила неприятный холодок, женщина в черном, на мостике...?

Нужно подумать, повнимательнее быть. В ограждении рубки набилось народу, моряки курят, что-то оживленно рассказывают, кажется, как будто встретились первый раз. Внизу в чреве атомохода, там разговоры совсем другие, здесь на воздухе, наверху, все совсем иное, как на проспекте в городе встретились. Всплытие! Не зря у подводников тост: "Чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий". Пришвартовались к четвертому пирсу. Меня комдив Спирин к себе, грамотный моряк и очень хороший человек: "Ты командир смотри, тут Горбачев, апрельский пленум, перестройка, война с пьянством, своих предупреди". Про щепки рассказал, это когда лес рубят.

И началось... Утреннее и вечернее обнюхивание. Списки требуют, кто перестроился, кто нет. Не зря тетка привиделась. Меня как-то тоже, вечером на корпусе лодки фильм с экипажем смотрю, вызывают к начальнику штаба эскадры, адмирал Девятайкин, замечательный моряк был. Вот меня и еще одного командира к начальнику штаба, даже на уазике за нами приехали. Зашли, доложили ему, что дескать вот мы прибыли. Косит глазом адмирал, вопросы разные задает. Не выдержал, говорит: "Сознавайтесь, пили?" Я догадываюсь, почему нас тогда вызвали, но к нам отношение это не имело. Огородников, командир лодки: "Да нет, Вы что?" Я тоже возмутился: "А Вы понюхайте!" Морщится адмирал, начинает учить, Горохова жучит: "Ты старый, а этого чего за собой тащишь?" Ох, и не люблю я когда меня за мальчика, взвился: "Вы че, товарищ адмирал? Значит атомоход водить могу, авианосцы гонять могу, а напиться молод?" Захохотал тут адмирал, выгнал нас: "Идите с Богом". Вскоре погиб адмирал, самолет упал. Почему-то лучших всегда судьба быстро забирает.

Скажем так, берег нас встретил неласково. Надо занять, разгрузить экипаж. Вот мы по берегу в свободное время и шарились в составе экипажа. Футбол, ракушки разные, плавание, потом "баобабы" ихние выкапывали, четвертый пирс украшали. Целую аллею посадили, жива ли? В такую жару, в песок, уж не знаю, что там выросло? Там со змеями и познакомились. Как-то за кораллами пошли, нырнули, а там лес коралловый, как сказка подводная. Лодка отрицательную плавучесть получила, моряки их столько натаскали. У меня спорт, утром и вечером пробежка. Вечером темно, с тыльной стороны спортплощадки бегу, всегда боялся там на змею наступить, и вдруг под ноги варан с собаку, это сейчас я знаю, что варан, а тогда в каком-то ужасе я умудрился отвесить ему такого пинка. Бедный варан хрюкнув взлетел и скрылся в кустах, меня пот прошиб и бегать расхотелось. Для правок свой рассказ поместил в "одноклассниках". Володя Басов мой одноклассник по училищу присылает в комментариях: "Кончай людей пугать, самое страшное в Камрани - это бананами обожраться." Разобрались мы. Они в Камрань в 77-80 годах несколько раз заходили. Тогда никого не было, самый большой начальник командир лодки был. И встречали их наш консул, а на обед приглашал чуть ли не сам Хо Ши Мин. А нас встретил апрельский пленум Горбачева, и неуемное желание политработников всех и все перестроить, правда, не знали как и зачем. красивая страна, красивые люди, а у нас апрельский пленум

Ладно пережили, опять в море. За конвоем бежим. Следим за ним, а потом по приказанию атаковать. Разнести конвой в пух и перья. Это учение у нас такие на эскадре. Вот только со слежением у нас на лодке худо, аккустика не работает, поэтому единственное средство для наблюдения перископ, т.е практически ты должен быть на поверхности, иначе глухой пока нырнешь, да вынырнешь в кого-нибудь и влетишь. Вот мы без всякого расчета, одна интуиция и тупое русское "Авось" и бежим за конвоем. Разгромили мы тот конвой. Только со скрытностью плохо, он хоть перископ и небольшой и мало времени над водой, но три-четыре подъема и тебя локацией вычислят, а там приголубят и приласкают какой-нибудь бомбочкой. В базе с акустикой разбираться, обтекатель гидроакустической выгородки разрушен, дыра сантиметров 50 на 60. Это когда зимой мы выходили из Павловского, ночь, лед, чтобы пробиться приходилось разгоняться на турбинах и изображать из себя ледокол. По плану в 22.00 выход из базы, даже ледокол заказали, он вечером по бухте поелозил и ушел. Нам "Добро" на выход не дают. Ждем чего-то? Часика в четыре штаб флота документы привез. Вот тогда-то мы и начали ледоколить. Конечно обтекатель гидроакустической станции и порвали, "а вода морская, она живая, если что не так, быстро приберет". Так что этот "Авось" наш, вредная вещь, но пока незаменимая. Пока!

Валера Бычков, командир БЧ-4, РТС со своими матросами залез в выгородку через все эти щели в носовой надстройки и заменили ПИУ-1. Скажете, а как же под водой, что ли? Да под водой меняли, вернее хоть лодку и удифферентовали на корму на сколько это возможно, а на пробоину в выгородке "пластырь" из обычного матраса наложили, но находились они ниже действующей ватерлинии и если что, то вряд ли они оттуда выползли бы, хотя и подали мы туда средства защиты. Сколько этих "Авось" было на кораблях наших флотов...? Сейчас, когда есть компьютер, когда рассекречены данные, которые нам подводникам не всегда доводили даже по секрету, с удивлением и содроганием обнаруживаешь, что выпало на долю подводников, и особенно подводников-атомоходчиков первого поколения. Они сделали огромное дело, на их плечи легло это великое подводное противостояние, процесс познавания атомных кораблей, новых глубин, скоростей, новых тактических приемов и способов ведения подводного боя. Лодки были первыми и далеко не безопасными, но нужно было успеть, догнать, суметь, выдержать. Сколько подводников за это заплатили своими жизнями, здоровьем, сколько сгорело в радиационном тумане.

Да гибнут моряки, гибнут корабли. Скорбите, глотайте слезы, но не вопите с радостным высокомерием, что вот они, вот они какие! Не уподобляйтесь, тем, кто кричит, пряча свои лица и имя: "Акела промахнулся, Акела промахнулся!" Тем, кто ради собственного самоутверждения, готов оскорблять собственную страну и унижать ее воинов.

Как-то меня с раздражением спросили: "Вот скажи, что ты помнишь хорошего про службу?"

Я ответил: "Счастье, настоящую мужскую работу, гордость!"

Подводник - это профессия Родину защищать и за это моряки щедро платили! ,

"Уж так повелось, что матрос на вершине печали,

Натянет фланельку, которой нет в мире белей.,

Поэтому так берегут моряки белых чаек,

Ведь в чаек вселяются души погибших друзей".

Честь имею. Ветеран подводного флота России, капитан 1 ранга Ю. Сувалов

Помните люди:

1. 19 марта - в Росси отмечается День подводника

2.7 апреля в России отмечается День памяти погибших подводников

3. Последнее воскресенье июля празднуется День Военно-морского флота России ___________________________________________________________________

Аварии на атомных подводных лодках ВМФ Список аварий.

Среди затонувших подводных кораблей было, как минимум, десять атомных подводных лодок (3-США, 5-СССР, 2-Россия),

13.10.1960 К-8 627А Атомная подводная лодка. В одном из реакторов произошёл разрыв трубы охлаждения, в результате чего имела место утечка охлаждающей жидкости. У троих членов экипажа были выявлены видимые признаки острой лучевой болезни, 10 членов экипажа получили значительные дозы облучения.

12.04.1961 К-19 658пр. В «День космонавтики» К-19 едва не столкнулась с первой в мире АПЛ USS «Nautilus» (SSN-571). В результате манёвра уклонения лодка ударилась носовой частью о грунт. Значительных повреждений не было.

01.06.1961 К-8 627 А Атомная подводная лодка. Во время отработки задач боевой подготовки произошёл разрыв парогенератора. Один человек комиссован с острой формой лучевой болезни. Часть личного состава получила различные дозы облучения 1961 К-19 Ещё до выхода лодки в свой первый злополучный поход она потеряла члена экипажа. При погрузке ракет в шахты был насмерть раздавлен крышкой люка матрос.

03.07.1961 К-19 Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. Во время учений «Полярный круг», когда АПЛ следовала в Северную Атлантику для производства учебных стрельб. В районе норвежского острова Ян-Майен сработала аварийная защита реактора левого борта. Причиной аварии послужило резкое падение давления воды в системе охлаждения реактора. В процессе аварийных работ по созданию резервной системы охлаждения реактора 8 членов экипажа получили дозы радиоактивного облучения, ставшие смертельными. Они погибли от лучевой болезни, прожив после аварии от одной до трёх недель. Ещё 42 человека получили значительные дозы радиации

08.10.1961 К-8 Атомная подводная лодка. Во время отработки атаки группы кораблей на первенство ВМФ, вновь открылась течь из парогенератора

12.02.1965 К-11 627А, 07.02.1965 года на заводе в городе Северодвинске, началась перезагрузка активной зоны реактора. При подрыве крышки реактора был зафиксирован выброс паровоздушной смеси из-под крышки и резкое ухудшение радиационной обстановки. В течение пяти суток работы не велись, специалисты пытались выяснить причину происшедшего. Сделав неправильные выводы,

12.02.1965 года начали повторный подрыв крышки, при этом опять нарушили технологию (применили нештатную систему фиксации компенсирующих решеток). При отделении крышки от корпуса произошел выброс радиоактивной паровоздушной среды из-под крышки и начался пожар. В результате погибла часть личного состава АПЛ, остальные получили большие дозы облучения. Об уровнях радиоактивного загрязнения и облучения личного состава официальные данные до сих пор не опубликованы. Реакторный отсек был вырезан из лодки и затоплен в районе Новой Земли, а лодка переведена в состав Тихоокеанского флота.

20.11.1965 К-74 675пр Атомная ракетная подводная лодка. Обрыв лопаток главной турбины

08.09.1967 К-3 627Апр, «Ленинский комсомол» Атомная подводная лодка. Пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море. Самостоятельно вернулась в базу 24.05.1968 К-27 645 Атомная торпедная подводная лодка, модификация 627 проекта, отличающаяся тем, что в энергетической установке в качестве теплоносителя применялась расплавленная смесь свинец-висмут. В ходе испытаний ГЭУ в режиме полного хода реактор вышел из-под контроля, мощность стала резко падать. Авария сопровождалась выбросом радиоактивного газа в реакторный отсек, откуда он стал распространяться по всем отсекам. Все члены экипажа получили различные дозы радиации, 9 погибло сразу, однозначно судить о причинах последующей смерти 30 подводников в различные сроки после аварии сложно. Лодка в море больше не выходила, простояла 14 лет на приколе в губе Гремиха, в сентябре 1982 г. затоплена на глубине 33 метра возле архипелага Новая Земля.

09.10.1968 К-131 675пр Столкновение с неизвестной иностранной ПЛ.

15.11.1969 К-19 и USS Gato (SSN-615) Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. Во время отработки учебных задач в Баренцевом море (на траверзе мыса Териберский), на глубине 60 м столкнулась с американской АПЛ Gato (SSN-615). После аварийного всплытия своим ходом вернулась в базу.

08.04.1970 К-8 (затонула 12 апреля) 52 погибло Атомная ракетная подводная лодка из состава Северного флота погибла в Бискайском заливе. Первая потеря советского атомного флота Пожар начался почти одновременно в 3 и 7 отсеках 8 апреля около половины 11 ночи. Несколько суток борьбы за живучесть лодки ни к чему не привели. Аварийная команда (22 человека) по приказу командира Бессонова осталась на лодке в ночь на 12 апреля, все погибли вместе с лодкой, не считая погибших при пожаре. До сих пор ведутся споры о наличии и количестве ядерных боеприпасов на борту лодки[40]. По советским данным с лодкой затонули два заглушенных реактора и 4 ядерные торпеды.

20.06.1970 К-108 675иUSS Totor (SSN-639) АПЛ с крылатыми ракетами. На глубине 45 метров столкнулась с АПЛ США SSN-639 «Totor». Стала быстро проваливаться в глубину с большим дифферентом на нос, но вскоре смогла удержать глубину, затем всплыла. Заглушенные автоматической защитой реакторы запустили, но при попытке дать ход выяснилось, что заклинен правый винт. Подошедший буксир доставил лодку в базу, где обнаружились повреждения стабилизатора, лёгкого корпуса в районе 8-10 отсека и вмятина прочного корпуса в 9 отсеке. На американской лодке повреждено ограждение и люк рубки, сама прочная рубка заполнилась водой, жертв также не было.

24.02.1972 К-19 пр658М, погибло 30 (28 и 2 спасателя Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. При возвращении в базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике произошел объёмный пожар в девятом отсеке. В 10-м отсеке отрезанными оказались 12 человек. Освободить их удалось только в базе через 23 дня после пожара.

14.06.1973 К-56 675пр. 27 погибло Атомная ракетная подводная лодка из состава Тихоокеанского флота погибла в результате столкновения с научно-исследовательским судном (в иностранных источниках — судно радиоэлектронной разведки) «Академик Берг» при возвращении в базу.Капитан спас экипаж, выбросив лодку на отмель. Столкновение «Академика Берга» с К-56 было отнесено к разряду «навигационных происшествий с тяжелыми последствиями». Погибли 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. На месте захоронения 19 моряков в центре кладбища г. Шкотово-17 (ныне г. Фокино) установлен мемориал «Скорбящая мать»

25.01.1975 К-57 675пр Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами. После проведения внутри субмарины покрасочных работ, произошел несанкционированный пуск системы пожаротушения пятого отсека. В результате двое подводников отравились смесью паров этиленового лака и фреона.

11.12.1975 К-447 «Кисловодск» 667Б Атомная ракетная подводная лодка стояла в базе. Внезапно налетел ураган. Лодка снялась со швартовых и пошла в море. Швартовые команды ещё убирали концы, когда лодку накрыло несколькими мощными волнами. Шесть человек оказались за бортом, тела нашли только следующим утром.

18.04.1976 К-116 675 и грузовой теплоход «Вольск» Атомная лодка с крылатыми ракетами. Выходила из базы, следуя в горле Авачинской губы. Навстречу шёл грузовой теплоход «Вольск», самовольно продолжавший движение, хотя фарватер был закрыт. Береговые службы на это не отреагировали. В условиях плохой видимости (1,5-2 каб.) визуальный контакт возник слишком поздно, несмотря на попытку манёвра «Вольск» нанёс скользящий удар в правый борт лодки, которая получила вмятины прочного корпуса, повреждения лёгкого корпуса и пробоину балластной цистерны, после чего вернулась на базу для ремонта.

28.08.1976 К-22 675 и фрегат ВМС США «Водж» Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами находилась в Средиземном море недалеко от острова Крит. Обнаружив в перископ американский фрегат DE-1097 «МОИНЕСТЕР», командир решил попрактиковаться в маневрировании. Дистанцию он определил на глаз, второй фрегат неподалёку не заметил, в планы свои старпома и штурмана не посвятил, а беспорядочные смены курса и глубины крайне мешали работе гидроакустиков. В итоге, в очередной раз всплыв на перископную глубину, он увидел второй фрегат «ВОДЖ» FF-1047 прямо перед собой, но было уже поздно и лодка на скорости 18 узлов протаранила его в бок сначала носовой частью, а затем и рубкой, получив значительные повреждения корпуса, рубки, выдвижных устройств и ракетного контейнера. Лодка вернулась в базу сама, но ремонт занял много месяцев. Фрегат также был сильно повреждён, лишился хода, несколько человек вылетели за борт, но не пострадали. Судно отбуксировали в базу, ремонт обошёлся в 600 тыс. $. За все эти «манёвры» командир был всего лишь переведён на берег на должность зам НШ флотилии в Гремихе.

24.09.1976 К-47 675, 3 погибло Атомная ракетная подводная лодка. Пожар на борту во время движения в Северной Атлантике

18.10.1976 К-387 671РТ 1погиб Атомная торпедная подводная лодка. Авария ГЭУ (разрыв главного конденсатора 16.01.1977 К-115 627А, 1погиб Атомная торпедная подводная лодка. В результате попадания масла в регенераторный патрон ИДА он воспламенился. Один человек получил ожоги 60 % тела и скончался.

13.04.1978 К-308 и К-490 670 667БДР Атомные лодки с крылатыми (308) и баллистическими (490) ракетами. К-308 возвращалась в базу из северо-восточной Атлантики, сбившись с курса на 12 миль. К-490 выполняла задачи в полигонах БП. На обеих лодках были значительные упущения организации штурманской и радиолокационной службы. Лишь по счастливой случайности столкновение было скользящим, повреждения незначительны

11.12.1978 К-171 667Б 3погибло Атомная ракетная подводная лодка возвращалась после стрельб в базу в надводном положении. В результате неправильных действий экипажа несколько тонн воды вылилось на крышку реактора. Командир БЧ-5 не доложил командиру лодки и попытался выпарить воду и провентилировать отсек. Чтобы проверить обстановку он и ещё двое подводников зашли в отсек и задраились, после чего из-за роста температуры и давления открыть люк не смогли и погибли.

21.08.1980 К-122 659Т 14 Атомная торпедная подводная лодка. Пожар в 7 отсеке восточнее японского острова Окинава[46]. После ремонта состояние лодки расценено как неудовлетворительное, она больше в море не выходила и после 15 лет отстоя разделана на металл в 1995.

23.05.1981 К-211 667 БДР В подводном положении произошло столкновение с неизвестной ПЛ, которая, не всплывая, ушла из района аварии. Советская комиссия тогда по характеру застрявших в корпусе обломков заключила, что это американская ПЛ класса «Стёджен». Вторая подлодка до сих пор не идентифицирована.

08.04.1982 К-123 705K, Атомная торпедная скоростная противолодочная подводная лодка. При БП в районе острова Медвежий (Баренцево море) произошла авария энергетической установки с выбросом жидкометаллического теплоносителя в реакторный отсек. Лодка лишилась хода, была отбуксирована в базу. Члены экипажа получили различные дозы облучения.

15.08.1982 К-19 658С, 1 погиб. Это снова печально известная К-19 «Хиросима», но переквалифицированная из крейсера в лодку связи. При проведении профилактических работ в аккумуляторном отсеке на разнополярные контакты попал посторонний предмет. Электрической дугой были серьёзно обожжены 2 или 3 человека. Один из них 20 августа скончался в госпитале.

21.01.1983 К-10 675, Атомная ракетная подводная лодка. В подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия ничего кроме пятен соляра обнаружено не было. Никто из стран тихоокеанского региона об авариях своих ПЛ не сообщал. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ. Официально эти события не сопоставлялись.

24.06.1983 К-429 670, 16 погибло Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами из состава Тихоокеанского флота. Причиной гибели подводной лодки явилось отсутствие ремонта неисправной подводной лодки.

21.03.1984 К-314 671 и USS Kitty Hawk (1961) Атомная торпедная лодка производила скрытное слежение за авианосцем США «Китти Хок» и кораблями его эскорта, участвовавшими в учениях «Тим спирит 84» в Японском море, но не только была многократно обнаружена сама, но и потеряла объект наблюдения. Всплыв на перископную глубину (время около 22:50), командир разглядел огни эскорта, но не заметил сам авианосец, который шёл без огней. Меж тем лодка находилась прямо по курсу авианосца на небольшой дистанции и через несколько минут произошло столкновение. Авианосец получил небольшую пробоину и был в базе поставлен в док. Лодка получила повреждения лёгкого корпуса и рубки, лишилась хода и дрейфовала на поверхности, через несколько часов была взята на буксир спасательным судном и доставлена в базу.

18.06.1984 К-131 675 13 погибло. При возвращении атомной подводной лодки из состава Северного флота с боевого дежурства в базу на Кольском полуострове возник пожар в восьмом отсеке, распространившийся в соседний, 7-й отсек

23.10.1984 К-424 667 БДР 2 погибло При подготовке к выходу в море из-за неправильных действий экипажа разорвался трубопровод ВВД. Множество раненых, двое погибших.

10.08.1985 К-431 (К-31) Проект 675 10 погибло Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами. На судоремонтном завода в бухте Чажма (поселок Шкотово-22) Приморского края (в 55 км от Владивостока), при перезагрузке ядерного топлива, вследствие нарушения требований ядерной безопасности произошёл взрыв, который сорвал крышку реактора и выбросил наружу все отработанное ядерное топливо. Основная статья: Радиационная авария в бухте Чажма В результате аварии пострадали 290 человек — 10 погибли в момент аварии, у 10 зафиксирована острая лучевая болезнь, у 39 — лучевая реакция. Значительную часть пострадавших составили военнослужащие. При взрыве была сильно повреждена стоявшая соседним бортом атомная торпедная лодка пр 629А К-42 "Ростовский комсомолец", после чего её не смогли восстановить и отмыть и также вывели из состава флота.

13.09.1985 К-429 Проект 670, Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами из состава Тихоокеанского флота, поднятая после катастрофы 1983 года, снова затонула прямо у пирса на небольшой глубине. Причина — халатность и неисправность донно-забортной арматуры. Вновь поднята через 13 месяцев, переоборудована в учебно-тренировочную станцию, названа УТС-130.

03.10.1986 K-219 Проект 667АУ 4 + 3 скончались от ран Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения из состава Северного флота. Погиб из-за пожара во время боевого патрулирования в Саргассовом море Атлантического океана, в 770 км к северо-востоку от Бермудских островов. Крейсер затонул при буксировке в условиях шторма на глубине 5 500 м, унеся с собой 48 ядерных боеголовок баллистических ракет РСМ-25 и две ядерных торпеды. Ценой своей жизни матрос Преминин, Сергей Анатольевич заглушил реактор и предотвратил ядерную аварию. Указом Президента РФ № 844 от 7 августа 1997 ему присвоено звание Герой Российской Федерации (посмертно).

25.01.1988 К-178 Проект 658М, 1 погиб Пожар на борту при нахождении в базе. Систему пожаротушения включили с опозданием.

12.02.1988 К-14 Проект 627А 1 погиб Пожар в трюме 7 отсека при нахождении в базе. Пожар ликвидирован, но один человек погиб. 07.04.1989 К-278 «Комсомолец» Проект 685 «Плавник», 42 погибло Атомная торпедная подводная лодка из состава Северного флота погибла в Норвежском море юго-западнее острова Медвежий при возвращении с боевого дежурства в результате объёмного пожара в двух смежных отсеках. Лодка лежит на глубине 1 858 метров.

11.02.1992 USS Baton Rouge (SSN-689) и К-276 (позже Б-276, «Краб», «Кострома»). Проект 945 Столкновение двух атомных подводных лодок у острова Кильдин, в территориальных водах России, К-276 столкнулась с американской АПЛ, пытавшейся осуществлять скрытное слежение за российскими кораблями в районе проведения учений. В результате столкновения российская лодка получила повреждения рубки. На американской лодке после столкновения возник пожар, имелись жертвы среди личного состава (число не сообщается), но она все же самостоятельно вернулась в базу, после чего было принято решение не ремонтировать лодку, а вывести её из состава ВМС США.

29.05.1992 Б-502 (ранее К-502) Проект 671РТМ 1погиб В походе замечена неисправность компрессора в 1 отсеке. После возвращения в базу при попытке запуска его произошёл взрыв, начался пожар. Пять человек ранено, один скончался по пути в госпиталь.

20.03.1993 USS Grayling (SSN-646) и К-407 Проект 667БДРМ «Новомосковск» Столкновение двух атомных подводных лодок в Баренцевом море. Несмотря на серьёзные повреждения обе смогли своим ходом вернуться в базы. После небольшого ремонта российская лодка вернулась в строй, американская субмарина же была выведена из состава флота и списана на утиль в связи с нецелесообразностью восстановления.

26.01.1998 Б-527 (ранее К-527) Проект 671РТМ 1погиб. При ремонте реактора началось поступление в отсек радиоактивной воды из первого контура. Пять человек получили острое отравление, один через 6 часов скончался в госпитале.

12.08.2000 К-141 «Курск» 949А «Антей», 118 Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами. Затонула в Баренцевом море, в 137 км от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей во время учений. Поднята 10 октября 2001 года. Утилизирована после выгрузки ядерных боеприпасов в мае 2002 года.

30.08.2003 Б-159 (до 1989 -К-159) 9 погибло Атомная подводная лодка. Затонула вблизи острова Кильдин на глубине 240 метров[67] во время буксировки из бухты Гремиха для утилизации на судоремонтном заводе номер 10 «Шквал» в Полярном. Планировался подъём лодки. По состоянию на 2008 год лодка не поднята.

14.11.2004 К-223 Проект 667БДР, «Подольск» 1 Ракетная атомная подводная лодка стратегического назначения. Лодка была пришвартована к пирсу, на борту производились плановые работы. Работавший возле ёмкости с пресной водой 19-летний матрос заметил неисправность редукционного клапана ВВД, подававшегося в ёмкость, о чём предупредил товарищей и они успели покинуть отсек, сам же он был ранен в голову металлическим осколком взорвавшейся ёмкости и через час в госпитале скончался.

06.09.2006 Б-414 «Даниил Московский»Проект 671РТМ(К), «Щука», 2 Торпедная атомная подводная лодка проекта из состава Северного флота. При нахождении на полигоне в Баренцевом море возник пожар в электромеханическом отсеке лодки. Пожар был ликвидирован и лодка при помощи надводных судов была отбуксирована в базу Видяево. K-152 «Нерпа» Проект 971И погибло20 (3 военнослужащих 17 гражданских рабочих По официальной версии, на подлодке несанкционировано сработала аварийная система пожаротушения. Атомная силовая установка на борту лодки не пострадала, радиационный фон на корабле в норме

По мотивам первой катастрофы на К-19, произошедшей в июле 1961 года, снят фильм К-19: Оставляющая вдов.

В разное время с этой лодкой произошёл ряд происшествий, приведших к человеческим жертвам и устрашающему неофициальному названию «Хиросима».

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031